Open space: эффективность или стресс?

Open space как вариант планировки офиса, при котором все сотрудники сидят в огромном зале, разделённом невысокими перегородками – кошмар многих офисных работников. RJob узнал, кто и зачем придумал опен-спейс и кому в нём живётся хорошо, а кому – не очень.
Open space: эффективность или стресс?

Большой Брат всё видит

В 50-х годах ХХ века немецкие архитекторы, братья Эберхард и Вольфганг Шнелле, подумали: офисным сотрудникам очень неудобно работать в отдельных кабинетах. Чтобы пообщаться с коллегой или передать документ, нужно идти в другую комнату. Дверями хлопать, время тратить. А давайте-ка посадим всех в один большой зал. 

Сказано – сделано. Архитекторы разработали дизайнерский проект «бюроландшафт». Проще говоря – собрали всех сотрудников в большом помещении, а чтобы те не чувствовали себя совсем уж как на сцене, отделили их друг от друга пальмами и шкафами. Проекту придумали благородную цель: облегчение общения и документооборота в офисе.

Идею подхватили и развили. Дали красивое название: open space, «открытый космос». Вот только офисные работники, вынужденные работать у всех на виду, о создании open space рассказывают совсем другую легенду. Утверждают, что такую ужасную планировку придумали в тюрьмах. Мол, когда все заключенные работают в одном большом помещении, требуется меньше надзирателей, чтобы наблюдать за ними.

Сторонников у такой планировки практически нет – за исключением руководства компаний. Тех самых людей, которым по статусу сидеть в open space не положено. Да-да, высокое начальство в космос не захотело. Оно обустроило себе отдельные кабинеты – но непременно с видом на общий зал, чтобы подчинённые без присмотра не отбились от рук.

«Почему начальство так любит open space? Потому что сотрудников, работающих у всех на виду, проще контролировать. Когда каждый коллега может заглянуть тебе в монитор, ВКонтакте не посидишь и из танка не постреляешь. Особенно силён контроль в тех офисах, где непосредственное руководство квартирует в «аквариумах» – отдельных помещениях, отделённых от общего зала стеклянными стенами. Как правило, стеклянные стены прикрыты жалюзи, и сотрудники никогда не знают, наблюдает ли за ними шеф, или нет. А когда есть шанс, что «Большой Брат всё видит» –  подчинённые работают с большей отдачей», – рассказывает психолог Анна Куликова.

Кроме того, в open space гораздо проще не только наблюдать за сотрудниками, но и организовывать их работу, давать задачи, координировать между собой отдельных специалистов и отдельные подразделения. Если все сотрудники в одном месте – то решить любой вопрос проще и быстрее, а отсюда – высокая эффективность командной работы и крепкий корпоративный дух.

Поэтому open space используется в колл-центрах, банках, агентствах, торговых компаниях и прочих организациях, где важна слаженная работа всех сотрудников. А вот людей творческих, ученых и прочих ярких индивидуалистов начальство, по словам психолога, предпочитает рассаживать по отдельным кабинетам – чтобы ничто не отвлекало светлые умы от продуктивной деятельности. 

Еще один нюанс: бюджет на аренду помещения. Офисы с большим количеством кабинетов больше по площади, а значит, стоят дороже. 

Беззащитная спина

Работникам в «открытом космосе» некомфортно. В самом тяжелом положении оказываются люди, сидящие на проходе, чья спина не прикрыта стеной, окном или перегородкой. Особенно страдают от этого мужчины. Анна Куликова утверждает – это не что иное, как наследие далеких предков. Женщинам сидеть спиной к двери тоже некомфортно, но в меньшей степени. «Мужчина подсознательно стремится сесть лицом к входящим в помещение. Так, чтобы была возможность контролировать ситуацию, а спина при этом была прикрыта. Именно так сидели наши предки в пещерах – спиной к стене, лицом к возможной опасности. Охраняли себя и женщин», – говорит психолог.

Коллеги, заглядывающие через плечо, гул от множества голосов, звонки телефонов, дикое смешение запахов и звуков – вот что такое  open space глазами офисных сотрудников. Десятки людей, собранных в одном помещении, изрядно мешают друг другу. Каждому их них тяжело сосредоточиться на работе. У людей, сидящих в общем зале, нет возможности хоть немного расслабиться и перевести дух. Они быстрее устают и допускают больше ошибок, особенно к концу рабочего дня.

Навязанное общение невольно вызывает раздражение, что может выливаться в конфликты. Когда сотрудники постоянно, на протяжении всего рабочего дня, всей рабочей недели находятся друг у друга на глазах, поневоле начинаются ссоры, причина которых чаще всего — не в работе, а в пресыщении друг другом. У каждого из нас – свои бытовые привычки, которые могут изрядно напрягать сидящих рядом коллег.

Но у open space есть и плюсы. Во-первых, это возможность учиться у коллег. Особенно важно это для молодых сотрудников. Они невольно улавливают, как их старшие товарищи разговаривают с клиентами, обсуждают деловые задачи и так далее. 

Во-вторых, в «открытом космосе» действительно можно гораздо быстрее обменяться нужной информацией – без необходимости ходить из кабинета в кабинет. 

Кроме того, постоянное общение с коллегами способствует быстрой адаптации новых сотрудников. Ведь завязать разговор с коллегой за соседним столом гораздо проще, чем с человеком в соседнем кабинете.

Open space не предлагать

Какому типу людей работа в open space дается легче всего? По словам психолога, такая планировка подходит для активных экстравертов. Им нравится поделиться анекдотом с сидящим рядом коллегой, посмотреть на его реакцию, сказать комплимент проходящей мимо даме, да и просто понаблюдать за людьми. 

А вот ярко выраженный интроверт на всеобщем обозрении будет чувствовать себя очень некомфортно.

Но при этом слишком общительный экставерт в общем помещении может постоянно отвлекать коллег неформальными разговорами. А значит, его лучше отсадить в небольшой кабинет. Там ему будет не с кем поболтать, и он будет вынужден больше времени уделять работе.

И ещё одно интересное наблюдение. Сотрудники, у которых дома с детства была своя комната, свое закрытое личное пространство, с трудом привыкают к open space, и чувствуют себя незащищёнными, постоянно находясь у всех на виду.

Напротив, те, кто вырос в больших шумных семьях и всю жизнь делил комнату с кем-то из родственников, быстро адаптируются к «открытому космосу».

Как помочь человеку, которому тяжело дается работа в open space, адаптироваться к ситуации? Психолог рекомендует выделить ему место где-нибудь в дальнем уголке, спиной к стене или к окну, вдалеке от основных проходов. И, хотя бы первое время, поменьше обращать на него внимание, не подходить без нужды и не собираться толпой у его стола – даже если этого требует рабочая обстановка. Рано или поздно человек расслабится и привыкнет быть на виду.

А вот что делать тем, кто так и не смог привыкнуть? Дайте себе год, советует Анна Куликова. Если в течение этого времени вы так и не смогли научиться делать свою работу в таких условиях, если постоянное общение с коллегами вызывает у вас лишь раздражение и желание «забиться в норку» – ищите новую работу. А в резюме не забудьте указать: «open space не предлагать».


При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Профессия: клипмейкер 
Забудьте о пьянках: 7 новых форматов корпоративов 

Вакансии по теме:

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0