Журналист: парадоксальная профессия

Наверное, нет в мире более странной и парадоксальной профессии, чем журналист. Здесь всё — из крайности в крайность. С одной стороны гордо именуют «четвёртой властью», с другой — «второй древнейшей». А самое удивительное, что и то, и другое — правда. А также третье, четвёртое, пятое… Сколько журналистов — столько и крайностей.
Журналист: парадоксальная профессия

Где этому учат

По идее, на факультетах журналистики. Раньше журфаков было мало. В Москве, например, всего два: в МГУ и в МГИМО. Времена изменились, и сегодня обзавестись собственным журфаком счёл долгом почти каждый вуз.

В этом, кстати, есть рациональное зерно. Ведь, как известно, в большинстве зарубежных университетов «на журналистов» отдельно никто не учит, нет там таких факультетов. Есть кафедры: экономической журналистики при факультете экономики, политической — при факультете политологии и так далее. То есть ты сначала получаешь основную специальность, а потом учишься про неё писать. И это логично, ведь научить экономиста грамотно складывать слова в предложения гораздо проще, чем объяснить закончившему журфак разгильдяю основы экономики.

У нас всё наоборот. Есть журфаки. А там уже спецкурсы: экономической журналистики, политической журналистики, литературно-художественной журналистики. Однако в профильных изданиях зачастую предпочитают приглашать на работу как раз не журналистов, а профильных специалистов. В конце концов, для того, чтобы «причесать» текст, существуют редакторы. Особенно это проявляется в узкоспециальных изданиях: медицинских, правовых и тому подобных. Но даже и в изданиях «лёгкого жанра» достаточно журналистов без профильного образования.

Мария Владимирова.jpg
Мария Владимирова
журналист
Иногда бывало так, что я оказывалась единственной выпускницей журфака на всю редакцию. Как правило, для того, чтобы работать журналистом, достаточно любого высшего образования и опыта работы. Если опыта нет — нужен знакомый редактор. Который приведет тебя в редакцию, поставит пред светлые очи начальства и предложит попробовать «девочку» в качестве внештатного автора. Но бывают и более захватывающие истории.

Так, мой хороший приятель, Алик — без преувеличения один из лучших интервьюеров российских печатных СМИ. С кем только не делал интервью! Все редакторы знают: если персонаж не общается с прессой — к нему надо засылать Алика. Интервью будет! Между тем, почти никто и не догадывается, что у Алика не только профильного — у него вообще никакого высшего образования нет.

Приехал в Москву поступать в театральный, не поступил. Забирая документы, столкнулся в коридоре с известным артистом. А дальше — как в кино. Разговорились, выпили, и артист предложил Алику — а чего бы тебе в журналисты не податься? Я, мол, тебе сейчас интервью дам, ты с ним в любую редакцию придёшь и тебя возьмут. И ведь так и получилось!

Требуются спецы!

4736.jpg

Разумеется, в журналистике есть свои специализации. Как официальные, так и неофициальные. С официальными все просто. Телевидение, радио, печатные СМИ, новостная журналистика. Теперь вот ещё электронные СМИ прибавились. У каждого представителя каждой специализации — свои профессиональные «фишки». Перейти из одной в другую бывает непросто. Например, текст для телесюжета пишется совсем по другим правилам, нежели для журнала. 

«Если напечатать в журнале текст, к примеру, сценария документального фильма — вы удивитесь. Он будет выглядеть абсолютным примитивом. Короткие рубленые фразы, никаких оборотов и красивых конструкций. Сложные «журнальные» тексты на слух вообще не воспринимаются. Поэтому тем, кто приходит на ТВ или на радио из печатных СМИ, приходится переучиваться», — делится опытом Мария.

Неофициальная специализация, как правило, зависит от личных талантов каждого журналиста. По словам Владимировой, «в любой редакции начальство знает, что, к примеру, Вася хорошо работает с большими объёмами информации, но абсолютно не силён в интервью. А Глаша в любой кабинет войдёт и всё, что нужно, спросит, но красивый текст написать не в состоянии. Для красивых текстов есть Элоиза Дормидонтовна — она даже про устройство сливного бачка напишет так, что зачитаешься. Редактор такие вещи обязательно учитывает и задания раздает соответствующие.»

Почти закрытый клуб

Трудоустройство в журналистике — вещь опять же непредсказуемая. Любой представитель этой профессии скажет — «с улицы» устраиваются единицы. Кадровые агентства со СМИ тоже работают довольно редко. Так редко, что они даже не смогли помочь в подготовке этого материала.

По состоянию на 13.01.2014 в России официально зарегистрировано 88 368 СМИ, что является определённым показателем востребованности профессии. Несмотря на то, что многие журналисты любят жить, как известная кошка сами по себе, риск остаться без работы вообще у них значительно ниже.

Периодически объявления о вакансиях журналиста или редактора встречаются на «работных» сайтах — в том числе и на Rjob.ru. Но все же большая часть вакансий в журналистике заполняется «своими» — бывшими коллегами, бывшими подчинёнными, однокурсниками и тому подобное. Почти закрытый клуб.

Разброс зарплат журналистов огромный — даже в одном регионе, даже на одной позиции.

Начинающий журналист-фрилансер в Екатеринбурге: 6 тыс. рублей

Есть редакции богатые и бедные, щедрые и жадные. 

Редактор IT-журнала в области информационной безопасности в Москве: 180 тыс. рублей

Считается, что больше всего платят на телевидении. А меньше всего — в печатных СМИ. Однако, к примеру, хороший дорогой глянец с легкостью заткнёт за пояс заштатную программку на региональном телеканале. А бывает и так, что в маленькой корпоративной газете платят больше, чем на центральных телеканалах.

Вниз по лестнице, идущей вверх

Еще один парадокс — построение карьеры. Изначально в журналистику идут люди, склонные к творчеству. А ещё — свободолюбивые, не любящие сидеть на одном месте.

Корреспондент: ненормированный рабочий день, гибкий график, командировки. Ищет информацию, общается с ньюс-мейкерами, пишет авторские статьи.

Но чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице, тем меньше в твоей работе остаётся этой самой свободы и того самого творчества.

Редактор: нормированный рабочий день, чаще всего пятидневка, редко покидает офис. Вычитывает чужие тексты, координирует работу подчинённых. Занят бумажной работой: подсчётом гонораров, отчётами и т. д.

Есть, конечно, исключения. Ведущие телекорреспонденты могут «получить» свою программу, лучшим журналистам печатных изданий рано или поздно доверят вести авторскую колонку. Но… этого добиваются десятки, а журналистов тысячи. Так что сладких пряников и здесь на всех не хватает.

Поэтому многие представители профессии сознательно отказываются продвигаться по карьерной лестнице и всю жизнь остаются тружениками пера. Такова их плата за свободу и творческую самореализацию.

Марина Адамова.jpg
Марина Адамова
корреспондент портала «Молнет»
Когда мне предложили занять пост редактора отдела, я поначалу даже обрадовалась: это давало существенную фору по деньгам. Но через полгода такой работы я поняла — я уже не журналист. Я — офисный планктон. Процентов девяносто своего рабочего времени я трачу на отчёты, совещания, составления планов, графиков, ведомостей. И я почувствовала — надо не просто уходить. Надо бежать. 

Пошла к директору и предложила: «Хочешь платить мне в полтора раза меньше?» Он опешил. Я сказала, что согласна за такие деньги делать творческую часть работы — писать свои статьи, а также заказывать, вычитывать и размещать чужие. Но делать это я хочу на «удалёнке». Вообще без посещения офиса. Мы переделали трудовой договор, и с тех пор я — свободный художник. Когда через год работы в таком режиме директор узнал, что я всё это время живу в Таиланде — он очень удивился!

Это ещё один огромный плюс профессии — работать из любого уголка земного шара. Чем больше развиваются технологии, тем меньше остаётся ограничений. Ведь даже интервью сегодня вполне можно взять по скайпу.

Благодаря такому широко распространённому явлению, как фриланс, журналист никогда не сидит совсем уж без денег. И не живёт на одну зарплату. У журналистов всегда есть подработка — даже у тех, кто работает в штате. Ведь это — закон жанра!

В завершение рассказа о нелёгкой, но интересной журналистской жизни предлагаем ознакомиться со списком профильных вакансий


При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Подмосковным работникам культуры будут платить вдвое больше 
Эксперты: в России гибкий рынок труда и высокий уровень занятости 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0