Медкнижка: зачем она нужна и как её получить

Для чего нужна медкнижка? Кому запрещено без неё работать? Какие проблемы могут возникнуть, если её не оформлять? Как правильно её оформить? Rjob разбирает основные вопросы, связанные с личной санитарной книжкой работника.
Медкнижка: зачем она нужна и как её получить

Сфера услуг подразумевает, что к вашим вещам может прикасаться другой человек. Одно дело, когда, например, портной трогает ткань, пока кроит и шьёт платье, и совсем другое – повар, шинкующий овощи для гарнира, который потом понесёт к вашему столику официант. 

Каждый раз, когда клиент заказывает суши или кофе на вынос, передаёт ребёнка воспитателю, покупает конфеты или хлеб, он хочет быть уверенным, что хлеб испек человек со здоровой кожей, что у сотрудника детского сада проставлены все прививки, а флюорографию баристы можно показывать как образец на занятиях в мединституте. В качестве гаранта здоровья для покупателя выступает медицинская книжка, которую обязаны оформлять люди, работающие в подобных заведениях. 

Где требуется медкнижка

  • В сфере питания или пищевой промышленности (повара, бармены, товароведы, работники животноводческих ферм и пр.),

  • В медицинских учреждениях (врачи, сиделки, санитары и пр.), 

  • В области услуг (продавцы, официанты, проводники, стюардессы, мастера маникюра, парикмахеры, косметологи и пр.),

  • В образовательном секторе (учителя, воспитатели, нянечки).

Также медкнижку обязаны оформлять студенты, которые отправляются на практику в одну из перечисленных организаций. 

Предположить, понадобится ли вам для устройства на работу медицинская книжка или нет, не сложно: если на будущем месте работы вам придётся касаться продуктов питания или близко общаться с другими людьми, этот документ вам точно следует оформить. 

Если есть сомнения, то лучше уточнить в отделе кадров организации, в которую устраиваетесь. Там же могут дать направление в частную клинику, если у компании заключён договор на прохождение медкомиссии. 

Как оформить медкнижку

Шаг 1. Подготовить документы

  • паспорт, 

  • две фотографии 3х4 см,

  • флюорография, 

  • прививочный сертификат (если его нет, то вам могут назначить дополнительные исследования).  

Шаг 2. Определиться, где вы будете проходить обследование

Вы можете сделать это в частной клинике или в государственной. Запишитесь на приём к терапевту. Он даст направления к специалистам и назначит необходимые анализы (для разных профессий они могут отличаться). 

Убедитесь, что организация аккредитована в Роспотребнадзоре. Только в официальных центрах вам выдадут бланк медицинской книжки со специальными голограммами, зарегистрируют её в Роспотребнадзоре и присвоят индивидуальный номер (как в паспорте, например). 

Шаг 3. Пройти всех специалистов и сдать анализы. 

Следите, чтобы результаты вносили не только в карту, но и в медкнижку. 

Обязательны осмотры у отоларинголога, окулиста, венеролога, дерматолога, невролога, стоматолога, для женщин – у гинеколога. Из анализов обязателен общий анализ крови. Остальное - в зависимости от специальности. 

Количество осмотров будет зависеть от предприятия, на которое устраиваетесь. На каждом есть своя программа производственного контроля – ППК. В этой программе зафиксирован перечень анализов и специалистов, которых требуется проходить именно для этой организации. 

Собирайте чеки, если вам приходится платить за какие-то процедуры – иногда компания компенсирует оформление медкнижки. Уточните это в отделе кадров. 

Шаг 4. Прослушать курс лекций

Вам нужно пройти гигиеническое обучение или санминимум и получить аттестацию. Результаты заносятся в книжку. Лекции проводятся в аккредитованных центрах или в отделении Роспотребнадзора. Куда именно идти, подскажет терапевт, к которому вы обращались. 

Шаг 5. Получить готовую медкнижку

Убедитесь, что она зарегистрирована в Роспотребнадзоре (впечатан индивидуальный номер), на её страницах стоят печати и нанесены голограммы. 

Стоимость и сроки оформления медкнижки

Первичное оформление занимает от 5 дней до нескольких недель (зависит от назначенных анализов) и будет стоить от полутора тысяч в регионе до 5-10 тысяч в столице. Продлить личную медицинскую книжку можно за день-два, так как одни анализы действительны только год, а другие нужно обновлять раз в несколько лет. 

Что ещё нужно знать о медкнижках

  • Медицинская книжка сродни трудовой - она так же должна храниться у администрации компании или индивидуального предпринимателя. Следить за тем, чтобы она не была просрочена, и вовремя проходить необходимых специалистов, должен сам работник. Во многих компаниях эту функцию на себя берут отделы кадров. 

  • Важно знать, что по закону (Кодекс РФ об административных правонарушениях, гл. 6) за работу без медкнижки наказание накладывается как на руководителя, так и на сотрудника. Например, если будут просрочены результаты каких-то анализов, флюорография сделана больше года назад и т.д., то работнику сделают предупреждение или наложат штраф от 100 до 500 рублей. 

  • Стоит ли оформлять медкнижку заранее, до устройства на работу? Если вы уверены в выбранной специальности, то готовая медицинская книжка может стать конкурентным преимуществом перед кандидатами, которым еще предстоит пройти процедуру оформления. Ведь вы сможете выйти на работу хоть сейчас

  • Медкнижку заводят один раз и дальше её нужно только продлять – обновлять анализы и осмотры. При увольнении работник забирает книжку с собой. Даже если работодатель полностью оплатил её оформление, ему она не принадлежит. 

  • Стоит помнить, что если недобросовестный начальник угрожает тем, что отдаст санитарную книжку только на определённых условиях (отработать месяц, оплатить её стоимость и пр.), это прямое нарушение законодательства. Позвоните в Трудовую инспекцию и сообщите, кто и почему не отдаёт вам вашу личную медкнижку. 

  • Для тех, кто желает сэкономить время (но не деньги), найдётся множество «контор», которые предлагают оформить медкнижку за… час! Понятно, что за это время невозможно пройти даже половину специалистов, да и о прохождении речи не идёт. За сумму в полторы или более тысяч рублей вам выдадут готовую санитарную книжку. Но доживёт она только до первой проверки. 


Медкнижка – это доказательство здоровья и ответственности сотрудника. А её отсутствие – прямое нарушение законодательства, а также риск - для тех людей, с которыми работник  (возможный разносчик инфекции) взаимодействует. 

© Наталья Жилякова, RJob

Наталья Жилякова, RJob.ru

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Почему медсестры уходят из поликлиник и больниц 
Пожарный: профессия для мужественных 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0