Улыбнитесь! Ваш начальник за вами наблюдает!

Кризис учит работодателей эффективнее использовать финансы и трудовые ресурсы. Пытаясь оценить «себестоимость» персонала, они усиливают контроль за подчиненными. Rjob узнал, как теперь можно следить за уборщицами и контролировать настроение сотрудников.
Улыбнитесь! Ваш начальник за вами наблюдает!

Это тенденция такая: когда экономику слегка штормит, предприятия оптимизируют расходы, сокращение кадров становится массовым явлением, в тот самый момент работодатели задаются вопросом: «А за что я плачу деньги?». Какую пользу приносит тот отдел (цех, департамент, служба)? Верно ли распределены обязанности между сотрудниками? Чем у своих компьютеров занимаются программист Вова и рекламщик Слава? Может, заместители, помощники и кадровики чего-то не замечают, и надо повнимательнее присмотреться к коллективу, чтобы не умножать проблемы?

В 2008 году, на волне кризиса, во многих фирмах и организациях в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах нашей страны усиливали службы контроля - устанавливали в офисах видеокамеры, финансовых работников проверяли на детекторах лжи на предмет возможных хищений и растрат, а менеджеров среднего звена — на предмет лояльности. Особенно тогда были востребованы питерские полиграфологи, их вызывали в конторы как неотложку. Обычных продавцов и операторов связи изучали и испытывали, как киношных агентов Ми-6 перед спецзаданиями.

Сегодня формы и способы контроля изменились. Нет, «большой брат» всё ещё следит за персоналом — от систем видеонаблюдения никто не отказался, но к старым фишкам добавились новые.

«Навигатор труда»: браслеты продуктивности

навигатор труда
Навигатор труда

Буквально пару месяцев назад их изобрели в Нижнем Новгороде. Выглядят как пластиковые ремешки, в которые вмонтированы миниатюрные передатчики. Браслеты отслеживают 16 моментов - место, время, количество рабочих минут и т.д. Автор проекта Борис Бунгер объяснил Rjob, что изначально браслеты предназначались для клининговых агентств — государственных и частных компаний, связанных с уборкой помещений.

На масштабных объектах визуальная проверка бесполезна - трудно обойти и осмотреть огромные склады, многоэтажные офисы, армейские корпуса, торговые площади. С электронными браслетами проще. Устройства передают информацию на серверы. Собственникам предприятий сразу видно: где проводилась уборка, сколько на неё ушло времени, кто и как схалтурил. В итоге можно просчитать, сколько стоит реальный труд и сколько съедает ежемесячная фикция.

Нижегородские изобретатели подали заявку на патент в Федеральный институт промышленной собственности и уже завалены заказами.

«Inploy»: Так-так, кому вы там поставили лайк?

В Кемерове молодые программисты и математики создали технологию, позволяющую работодателям ни много ни мало считывать настроение подчиненных по их профилям в социальных сетях. В этом году программа получила государственный грант на развитие и с недавнего времени апробируется сибирскими кадровыми агентствами.

Роман Муратов
Роман Муратов
автор технологии «Inploy»

До сих пор владельцы предприятий и кадровики ограничивались поиском и наймом профессионалов, теперь их заботит общий климат в коллективе, внутреннее состояние подчинённых, они хотят больше знать о специалистах. Собственникам не нужны конфликты и бездельники. Лень и склоки так или иначе отражаются на результате, к успеху точно не приводят.

Наш проект — ноу-хау. Что он собой представляет? Схему я вам не рассекречу. Опишу в общих чертах: по заказу работодателей открывается SAAS-сервис, он заполняется фамилиями сотрудников с их данными из «Твиттера», «Фейсбука» и «Вконтакте». Отслеживаются ретвиты, лайки, комментарии под постами. В короткие сроки наниматели получают полные характеристики каждого члена коллектива: с кем он дружит, как отзывается о руководстве и зарплате, как и где отдыхает, чем занят на службе, не отвлекается ли на посторонние вещи. Владельцы фирм, организаций видят, кто на них работает и как.

Заявки на программу начали поступать задолго до подведения итогов конкурса инноваций. Звонят из разных регионов России.

Телефонный контролёр

Минувшим летом на Урале зафиксирован рекордный спрос на услугу операторов мобильной связи «Контроль кадров». Количество подключений выросло вдвое. Курьерские службы, таксопарки, подразделения МВД и офисы сервисного обслуживания следят за перемещениями своих сотрудников, и те не возражают, потому что наслышаны о росте безработицы в стране.

Зачем всё это нужно работодателям

Они убеждены, что контроль:

  • дисциплинирует,

  • позволяет отслеживать работу персонала на всех этапах,

  • даёт полное представление о ситуации на предприятии,

  • помогает эффективнее решать рабочие вопросы и рационально распределять нагрузку между членами коллектива,

  • экономит средства компании.

Почему подчинённым придётся привыкать к надзору

Конечно, ничего приятного в положении подконтрольного нет. Можно сколько угодно рассуждать об антиконституционности и неправомерности таких мер, однако их будут применять в России, как с 2008 года применяют в странах с развитой демократией: в США, Великобритании, Германии, Франции.

И дело не в шпиономании и не в безнравственности бизнеса, просто весь мир переходит на новые формы труда. Люди перестают ходить на работу по часам, сидеть в офисах от звонка до звонка. По прогнозу J’son Partners Consulting, к 2020 году многие рабочие места в нашей стране станут виртуальными. 40% российских фирм в телекоммуникационной отрасли, розничной торговле, строительстве и IT-индустрии уже задействуют более 2,5 миллиона удалённых сотрудников. И их работу надо координировать, анализировать, оценивать. Предприятия ищут способы это делать.

Юрий Миловидов
Юрий Миловидов
директор Центра поддержки профсоюзов и гражданских инициатив

С точки зрения прав и свобод человека контроль за передвижениями работников и их перепиской в социальных сетях незаконен. Слежка с любой мотивацией не что иное, как вторжение в частную жизнь, нарушение статей Конституции РФ о свободе передвижения, свободе мысли и слова. А если говорить о постепенном переходе российских фирм на удалённую работу, то главным критерием эффективности должен быть результат, а не география, идеология или настроение сотрудника. Приносит пользу - хорошо, нет - надо увольнять.

По данным исследовательского холдинга ROMIR Monitoring, 80% россиян на рабочем месте занимаются вещами, никак не связанными с их работой: общаются с друзьями в социальных сетях, изучают каталоги интернет-магазинов, читают анекдоты и посещают сайты знакомств. Причём обычно этим грешат мужчины (каждый шестой), а не женщины.
© Анна Андреева, RJob

Анна Андреева, Rjob.ru

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Ошибки, ложь и креатив: как испортить резюме 
Писатель – хобби, творчество или престижная работа? 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0