«Террариум» на рабочем месте: 8 историй подстав

Хороший, дружный коллектив, где царит взаимовыручка – мечта многих. Чаще всего приходится довольствоваться прохладными рабочими отношениями. А кое-кто становится и объектом подсиживаний, подстав, шантажа и злых розыгрышей со стороны коллег. RJob попросил рассказать такие истории.
«Террариум» на рабочем месте: 8 историй подстав

Илья, менеджер по продажам, 25 лет

Признаюсь сразу, вина в том, что произошло, во многом моя - но считаю, что и коллеги поступили нечестно.

Я тогда только начал работать в интернет-магазине менеджером по продажам. Клиентов было много, я не успевал, нервничал, раздражался и очень не любил отвечать на телефонные звонки. Но старался, читал книги по психологии, смотрел тренинги в Интернете. Конечно, жаловался коллегам.

И однажды мне целый день звонили какие-то странные личности – то глухая бабка, которая выбирала внуку подарок; то гопник, еле-еле подбирающий слова; то непроходимая дура, не знающая, чего хочет… Но я стойко держался, хотя и удалось оформить лишь несколько мелких заказов.

А под конец дня позвонил совершенно пьяный мужик, который нес какую-то ахинею. И я не выдержал, наорал и бросил трубку. Решил, что все равно пьяный ничего не вспомнит наутро.

А на следующий день коллеги встретили меня издевательским смехом. Оказывается, это они меня разыграли, прикидываясь неадекватными клиентами: поспорили, на ком я сорвусь. А последним звонил директор… Они эту запись потом даже в Интернете выложили. К счастью, популярной она не стала. А я вскоре уволился. Неприятно было с этими людьми общаться.

Оксана, бывший ассистент кафедры, 30 лет

До поры до времени наш кафедральный коллектив казался мне... ну нормальным. Задушевными друзьями никто никому не был, но и сквозь зубы не здоровались. Делить было нечего – курсы читали разные, всем хватало.

И тут грянуло сокращение ставок - и, как следствие, штата. Теоретически нужно было кого-то уволить. Теоретически, потому что, как потом выяснилось, на других кафедрах, где держались за людей, умудрились выкрутиться. А у нас, тайком посоветовавшись внутри коллектива, решили убрать меня. Но официально не получилось бы - как минимум двое имели худшие, чем у меня, показатели. Поэтому нужно было, чтобы я ушла сама. На открытые угрозы не пошли, струсили и стали выживать исподтишка. Например, периодически кто-то из коллег сидел у меня на лекции со скучающим или недовольным видом. Разумеется, я нервничала, студенты это замечали и дисциплина портилась. Или я делала какие-то оговорки. Или внезапно гость поднимал руку и задавал вопрос на засыпку. И все это записывалось на диктофон, чтобы представить на заседании кафедры как мою профнепригодность. Однажды я попросила коллегу выйти из аудитории – и в результате только разыгралась некрасивая сцена…

После заседания кафедры, где меня опозорили, я решила уволиться, но никому об этом не сказала, сделав вид, что буду бороться до конца. А через неделю на кафедру заглянула женщина и попросила передать конверт для моего коллеги. Я отказалась. Может быть, там были действительно документы, но это слишком популярная подстава неугодных преподавателей: якобы передача взятки. И слишком уж все совпало по времени.

И я решила не ждать, пока меня подведут под статью – и всем объявила, что ухожу. От их фальшивой печали меня еще потом долго мутило. 

сплетни.jpg

Ирина, менеджер, 26 лет

Я пришла в новый коллектив после того, как переехала с семьей в другой город. Если на предыдущем месте работы мы все были примерно одного возраста, то в этот раз я оказалась намного моложе. Но значения особого не придала - мне казалось, что с людьми я умею ладить.

Первый месяц прошел нормально. Потом у меня всё стало валиться из рук. То документ важный выкину, то компьютер случайно перезагружу, то ключ от кабинета потеряю...  В памяти провалы, на собственном столе не могу ничего найти… Коллеги по-матерински переживали, что уработалась, надо к врачу сходить.

В Интернете нашла совет, как бороться с забывчивостью – нужно было фотографировать важные действия. Например, перед выходом из дома проверить утюг и сфотографировать его на телефон. Как только появится вопрос «а не забыла ли я его выключить?» - сразу глянуть «да, все в порядке». 

Так и стала делать – положила документ в папку, сфотографировала. Ключ от кабинета повесила на ключ – фотография. Ухожу из кабинета – кадр того, что лежит на столе. Делала я это все незаметно, чтобы меня не засмеяли.

А потом всё стало ясно. Память у меня была в порядке. Это любимые коллеги меня так «газлайтили». Они не просто тайком выкидывали мои документы или копались на столе – они делали это так, чтобы я подумала, что со мной что-то не то происходит.

Я попыталась бороться. Например, распечатывала документ в двух экземплярах, и когда один оказывался в корзине – второй всё равно попадал по адресу. Или на столе держала только то, что собиралась выкинуть. И, конечно, не поддавалась на провокации. Например: «Ой, Ирина, ну зачем вы вставили так много бумаги в принтер, вы же помните, что он ее зажевывает. Или забыли?». Я отвечаю, спокойно глядя в глаза: «Вы же сами ее туда положили, я как раз мимо кабинета проходила». Если человек был совсем наглым, он махал рукой: «Ах, эти ваши оправдания, лишь бы ни за что не отвечать».

Но эта борьба мне вскоре надоела, и я уволилась. Нынешним коллективом довольна – они хотя бы не дают повода усомниться в своей психике.

Елена, госслужащая, 35 лет

В рабочем чате болтала с коллегой и упомянула живущих рядом с моим домом бродячих собак, сказав, что «их нужно отстреливать». Через несколько дней скрин этой фразы всплыл в местной зоозащитной группе с припиской: «Посмотрите, какие нелюди работают в городской администрации!». Травля началась жуткая, звонили начальнику, нашли мой личный номер телефона, пришлось удалить страничку из сети. Мне сделали выговор и лишили премии – за использование рабочего времени в личных целях и за действия, подрывающие имидж организации. 

Когда я спросила коллегу, зачем она это сделала, то та лишь пожала плечами и сказала что-то вроде: «Чтобы больше так зло про собачек не шутила». Однако до этого особой любовью к животным она не отличалась – думаю, это была банальная подстава.

Светлана, менеджер по документообороту, 37 лет

Начальнику стали названивать всякие сетевые фирмы, зазывать его на массажи, акции, распродажи и прочее. И везде называли мое имя, мол, это я дала его номер телефона.

Уволить не уволил, но завалил работой так, что я вскоре сама ушла. Кто меня так подставил – я не знаю, но явно кто-то из коллег.

Танзиля, менеджер по продажам, 26 лет

Два года назад, когда я только-только пришла в эту фирму, меня стала подсиживать одна девочка. Она работала тут всего на два-три месяца дольше меня и, видимо, решила самоутвердиться за мой счет. Плюс еще она думала, что я родственница начальника, попала сюда по блату и могу быть ей угрозой. То, что начальник казах, а я из Башкирии – ее не смутило.

Я пришла с уже небольшой базой клиентов, которую успела собрать на предыдущей работе. И эта девочка стала их потихоньку уводить. Мне звонят – она не переключает телефон на меня, говорит, что нет на месте и предлагает свои услуги. Если просят что-то передать мне – не передает. Тайком читала все мои бумаги, заглядывала в рабочий компьютер, но неаккуратно заметала следы, и я всё узнала. Потом стали исчезать документы, я оказываюсь не в курсе важных сообщений руководства, могу прийти на работу и узнать, что сегодня офис не работает, потому что нет воды.

Мне это надоело, но увольняться я не стала. Взыграло какое-то бешенство – как так, меня какая-то соплюшка-ровесница обставит? И я начала ответные действия. Я стала подыгрывать ее уверенности, что я по блату, блефовать и делать вид, что поймала «жирных клиентов», что у меня важный контракт и так далее. Отвлекала на это внимание. И пока девочка тратила усилия на то, чтобы уничтожить то, чего на самом деле нет, я потихоньку работала. В итоге за отчетный период у нее оказался пшик, а у меня продвижение.

Итог: прошло два года, я на хорошем счету, а девочка давно сама уволилась.

Евгений, мастер по наладке оборудования, 53 года

У нас на заводе мастеру соседнего цеха начали гадить в шкафчик с одеждой. Камер в то время еще не было, магнитных ключей тоже, охранники сидели только на проходной. Иногда просто бросали какой-то мусор - обертки, огрызки, горсть песка, а несколько раз действительно нагадили. Шкафчики закрывались на ключи, но теоретически какие-то из них подходили к другим. Мастер был человеком тихим, неконфликтным, он попросил начальника дать ему другой шкафчик - начальник отказался. Мастер помучился так еще с месяц и уволился. Что это было, почему, кто это делал - так и не выяснили. Да никто, честно говоря, и не хотел.

Комментарий психолога

Олеся Фоминых.jpg
Олеся Фоминых
психолог-психотерапевт

В любом коллективе возникают конфликтные ситуации, вплоть до полного невосприятия сотрудника как личности. Причин может быть несколько: расхождение во взглядах на решение производственных вопросов; несовпадение личных интересов, неприязнь к человеку, вредные привычки сотрудника, которые неприятны остальным; отпуск в летнее время, премиальные выплаты, незаслуженное повышение в должности; личный интерес к сотруднику со стороны начальства и поблажки в виде опозданий и пропуска работы без видимых причин.

 Поэтому оказаться в дружном сплоченном коллективе, без зависти и склок, удается не каждому.

Самая распространенная ошибка новичков - понравиться всем и вся, особенно начальству. Такое подхалимство не приветствуется ни в одном коллективе и вызывает раздражение и неприязнь. В первые дни и недели работы не присоединяйтесь ни к каким микрогруппировкам, не обсуждайте личную жизнь сотрудников и начальника, их имидж и семейное положение. Держите нейтралитет и просто наблюдайте, беседуйте на нейтральные темы и не выпячивайте свои профессиональные знания и образование.

 Не стоит устраивать походы в ближайшее кафе за ваш счет и пытаться таким образом подкупить людей. Не стоит и надевать свои лучшие брендовые наряды на работу, где все одеты из масс-маркета. Этим вы оттолкнете женскую половину коллектива. Старайтесь не критиковать сотрудников и их действия, лучше проявите свои способности, но не слишком навязчиво. Не опаздывайте на работу, даже если это норма в вашем коллективе. Не засиживайтесь допоздна, это не всегда приветствуется и может трактоваться как желание выслужиться перед начальником. Не ведите задушевные беседы с сотрудниками, если вы в них не уверены, это может стать причиной шантажа и сплетен о вас. Не хвалитесь личными отношениями и доходом вашей семьи. 

Ведите себя так, как принято в коллективе.

Если у вас развита интуиция, вы сразу почувствуете отношение к вам на рабочем месте. Перемолвки за спиной, многозначительные взгляды, отстранение в обеденное время – всё это не в вашу пользу. Если вы ранимый и чувствительный человек и у вас есть возможность выбирать место работы, лучше покинуть такой коллектив, чтобы поход на работу не превратился в ежедневную пытку. Если нет, пытайтесь адаптироваться.

 Злые шутки в виде спрятанных документов, несуществующих командировок и вызовов к директору, обидны и недопустимы. Можно с достоинством выйти из такой ситуации, объяснив «шутникам», что вы принимаете их розыгрыши, но вам эта ситуация неприятна, и каждый может оказаться на вашем месте. И продолжайте работать дальше, профессионально выполняя порученные вам задания. Это охарактеризует вас как человека неглупого и поднимет ваш рейтинг.

Частенько, чтобы избавиться от неугодного человека, вас могут нагружать сверхурочной работой, давать задания, не относящиеся к вашей непосредственной деятельности, заставлять делать ненужную работу. В таком случае у вас самих возникнет мысль о смене работы и ненужности в коллективе.

Если коллектив склочный, неприятный, работа недостойно оплачивается, то лучше ее сменить. Если вы видите, что ситуация накаляется, лучше заранее подыскивать новое местечко, чем оказаться однажды на улице.

© Елена Щетинина, RJob

Елена Щетинина Rjob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Что читать: 3 книги для менеджера по продажам 
Что читать: 5 книг о жизни библиотекарей 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0