Сто жизней в одной: как работает артист театра

Актёрская профессия окружена ореолом романтики: декорации, костюмы, восторженные взгляды из зала, любовь публики. Екатерина Савченко, актриса Воронежского Камерного театра, который входит в ТОП-10 самых интересных провинциальных театров нашей страны по версии журнала Forbes (Россия), рассказала Rjob о реалиях работы и театральном закулисье.
Сто жизней в одной: как работает артист театра

Типичный день артиста театра

Мой обычный рабочий день зависит от того, готовим мы премьеру или нет, и состоит из двух частей: утренней репетиции и вечернего спектакля. 

Репетиции в театре обычно начинаются в 11.30, мы должны быть на месте за 15 минут до начала. Работаем над спектаклем, в среднем, три часа. Иногда бывает дольше. Потом обязательно перерыв – психика должна отдохнуть. Идеальный вариант в это время – поспать. 

Кто-то уезжает домой, кто-то остается отдыхать в театре. Можно за эти несколько часов успеть сделать какие-то личные дела. Я живу в центре города и обычно уезжаю. 

Помимо того, что я актриса, я ещё и мама. Я воспитываю дочь, отвожу её в школу. Если повезёт, ещё и встречаю. Нужно покормить, помочь с уроками, пообщаться. Если в школе первая смена, то подъем в 6.30. Это очень рано для артиста, у которого основное бодрствование приходится на поздний вечер и к этому времени энергию откуда-то надо взять. Люди уже заканчивают свой рабочий день в 6 часов вечера, а я только начинаю. И никого не интересует, что я делала днём – я должна прийти и очень качественно отработать спектакль. 

Вечерние спектакли начинаются в 6-7 часов вечера. Мы должны быть на месте за 45 минут до начала, но я обычно приезжаю за час, иначе не успеваю.  Мне нужно не только загримироваться и переодеться, но и перевести дыхание: я прибежала с улицы, из обычной жизни. Нужно настроиться. Перед сложными или новыми спектаклями готовиться просто необходимо.  

Перечитываю слова или повторяю про себя. На этом этапе для меня важно вспомнить суть роли, характер, понять, зачем ты выходишь, смысл происходящего и что в результате ты должен донести до зрителя. 

Волнуюсь, конечно. Иногда даже больше, чем нужно. Это моя индивидуальная особенность. Борюсь с этим. Не люблю, например, когда в зале сидит человек, который негативно ко мне относится. Говорю себе, что нужно играть для того, кто тебя любит, кто пришёл не ругать или критиковать, а услышать со сцены что-то важное, насущное, найти ответы. Это такие психологические тонкости. Идеальный вариант, если бы в театре был свой психолог, но пока приходится справляться самим. 

Отдыхаем мы так же как и музеи, выходной – понедельник. 6-дневная неделя, 7-часовой рабочий день. Это предсказуемо, ведь у большинства выходные – суббота и воскресенье, люди хотят идти в театр в эти дни - значит, мы работаем.

Почти каждый вечер я играю разных персонажей. Они не похожи друг на друга. Нужно уметь меняться. Случается, когда много лет отработаешь в театре, в твоём новом персонаже могут возникнуть черты образа из прошлых лет. Это не страшно. Но в текущем репертуаре я не должна повторяться. Сейчас у меня, например, 13 ролей в девяти спектаклях. А за профессиональную карьеру было сыграно более 30 ролей.

Екатерина Савченко, Доходное место

Жизнь на репетиции

Подготовка к новому спектаклю занимает, в среднем, 2 месяца. Обычно это загруженный период. Не каждый режиссёр смотрит на время, поэтому если возникает что-то интересное, то репетиция может затянуться. Или, наоборот, в какой-то день чуть раньше всё прекратится. У нас не принято регламентировать такие моменты. 

Я обязательно готовлюсь к роли и дома. Иногда приходят замечательные мысли, фантазии и можно на репетиции это предложить.

Между артистом и режиссёром должен быть диалог, лучше не конфликтовать. Если и возникает спор, то он должен быть цивилизованный: мы ищем выход без ругани и криков. Я предлагаю, он предлагает. Масса деталей рождается во взаимодействии.  

Если ты понимаешь, что новая роль – однозначно не твой материал, ты можешь поделиться мыслями с режиссером-постановщиком или художественным руководителем, привести доводы, почему это не твоё, что ты себя в этом совершенно не видишь и не сможешь создать глубокий художественный образ. Определиться нужно на «застольном» этапе, когда мы читаем новый текст. 

Зачем артисту крепкое здоровье

У нас у всех бывает плохое настроение. Но нужно уметь с этим работать, это часть твоего профессионализма.  И ты должен прийти в театр спокойным и уравновешенным. 

Если совсем плохо физически, можно отпроситься с репетиции. Злоупотреблять этим нельзя, конечно. Я отменяла репетицию по причине своего состояния только один раз. 

Спектакль – это другое. Если он продан, то никого не интересует, какое у тебя настроение, состояние здоровья, спал ты или нет, успел ли восстановиться. 

Иногда мы играем в таких состояниях… Если я заболеваю, у меня, например, всегда осложнение на голосовые связки. Но даже если ты проснулся без голоса и с высокой температурой, у тебя есть день на то, чтобы реанимировать себя, проделать разные манипуляции, чтобы хоть как-то начать к вечеру разговаривать и двигаться. В основном, все стараются прийти и играть. Не хочется лишний раз огорчать режиссера и попадать в недоверие.

Самосовершенствование для артиста

Как таковых курсов повышения квалификации у нас не существует. Можно посещать мастер-классы, встречи с приезжими артистами, режиссёрами. Но это всё по желанию. 

Самая лучшая возможность совершенствовать свои навыки - это постоянно играть, быть востребованным. Смотреть постановки других театров – это тоже своеобразный мастер-класс, потому что ты видишь ошибки и достоинства, думаешь: где-то я тоже вот так делал и это выглядит со стороны не очень хорошо. Лучше сделать по-другому. 

Полезно пересматривать свои спектакли на видео. Сразу видно все ошибки. 

Договор на внешний вид

У нас есть, конечно, определённые ограничения. Например, я не могу сильно укоротить волосы или изменить их цвет в своей обычной жизни. Такие моменты прописаны в договоре. Но я и сама понимаю, что если в спектакле для причёски необходимы длинные волосы, то будет преступлением пойти и сделать себе каре. В блондинку я краситься тоже не буду. И дело здесь не в разрешении или запрете режиссёра. Я считаю, что это неправильно. Актриса должна быть естественной, в этом её прелесть. Грим, костюм и парик помогут измениться, если того требует задумка постановщика, но внешность вне спектакля кардинально менять не нужно. 

Спектакль – это невероятный стресс для организма. За эти три часа ты должен пережить огромное количество эмоций своего персонажа. Сидя дома, столько энергии не потратишь. Идёт постоянный внутренний психологический процесс. Я и хохочу, и плачу, и много двигаюсь. Каждый спектакль забирает огромное количество энергии. Артистки поэтому в большинстве очень худенькие. Но кроме этого всё равно нужно заниматься своим телом. Ты должен быть не просто худым, ты всё-таки должен быть красивым.

Екатерина Савченко

Как студенту попасть в известный театр

Выпускников всегда больше, чем требуется в театры. Без образования шансов нет вообще. С дипломом – шанс небольшой, если окажется, что режиссёру нужен именно такой типаж. 

На последнем курсе, с зимы–начала весны, выпускники начинают показываться в театры. Приходят со своей программой: песни, танцы, стихи, сцены из спектаклей - всё то, что наработали во время учёбы. 

Никто не знает изначально, получится из студента артист или нет. Допустим, у молодого человека есть определенный набор качеств, и педагоги эти качества считают подходящими для того, чтобы он стал артистом. Но придя в театр, нужно выдержать испытание им. Уметь перевоплощаться – одно, быть в профессиональном театре – другое. 

Столица vs провинция

Чтобы наверняка попасть в столичный театр, желательно учиться в столице. Можно пробовать и с дипломом провинциального вуза, но это сложнее: тебя никто не знает, ты никем не замечен. 

Есть шанс, что ты приедешь, покажешься и вот именно такой, именно ты сейчас заинтересуешь режиссера. Возможно, ему не хватало в команде такого артиста, или он смотрит на тебя и видит что-то близкое, ты что-то в нём пробуждаешь. Слишком много условий, чтобы всё сложилось. 

Сколько стоит талант

У нас существуют ставки: артист первой категории, высшей и мастер сцены. Зарплата зависит от множества факторов: выслуга лет, количество спектаклей. Могут быть и индивидуальные коэффициенты. 

Новички приходят на минимальный оклад – в провинции это около 13 тысяч рублей в месяц плюс надбавки. Через несколько лет, при условии занятости, можно получать уже в 2-3 раза больше. 

Артисты могут подрабатывать, например, вести мероприятия. Это не запрещено. Единственное условие в нашем театре – не использовать его имя в своём продвижении, не спекулировать им. 

В столичных театрах артисты более свободны: они успевают играть в нескольких театрах, в антрепризе, сниматься и подрабатывать ведущими. В провинции это тоже есть. Но в театре, в котором я работаю, это, скорее, исключение, чем правило. 

Испытание театром

Театр – это коллективное творчество, и нужно быть в диалоге со своими партнерами, не бояться делать и получать замечания или пожелания (конечно, корректно). Не быть равнодушным. Идти навстречу друг другу. Это самое сложное. Артисты ужасно горды и ранимы. 

Актерская личность формируется в процессе существования внутри театра. Нужно не просто отучиться и попасть в труппу, но ещё и задержаться там. Это испытание проходят не все. И только время покажет, быть тебе в театре или нет. 

© Наталья Жилякова, RJob. На всех фото: Екатерина Савченко

Наталья Жилякова, RJob.ru

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

5 способов мотивации сотрудников на рутинную работу 
Редкая профессия: зоопсихолог-хендлер 

Вакансии по теме:

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0