Споры с работодателем: судиться или нет?

В некоторых случаях конфликт между начальником и подчинённым можно урегулировать только через суд. Rjob узнал, когда нужно писать исковое заявление, а когда решать спор с глазу на глаз, и на чьей стороне чаще всего закон и почему.
Споры с работодателем: судиться или нет?

Три веских повода заглянуть в суд

Судебная тяжба с работодателем – явление распространённое. Почему подчинённые ищут защиты в вышестоящих инстанциях? 

1. Увольнение

Одна из популярных причин, по мнению юриста Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и партнёры» Александры Вдовиной, кроется в неправомерном увольнении. Потерявшие работу сотрудники, не уповая на совестливость босса, стремглав бегут в суд. 

«Основанием для удовлетворения иска работника могут быть нарушения, допущенные работодателем при увольнении. Срок для подачи в суд иска о восстановлении на работе – один месяц со дня вручения копии приказа об увольнении, либо со дня выдачи трудовой книжки. Если этот срок пропущен без уважительных причин, судом может быть отказано в восстановлении на работе из-за несвоевременного обращения без исследования иных обстоятельств по делу», – комментирует эксперт.

2. Деньги

Консультант Русской Школы Управления по трудовому праву Юлия Жижерина считает, что суть всех трудовых споров между работником и начальством – решение денежного вопроса.

«Даже когда работники просят суд восстановить их на работе, это тоже касается денег. Работник считает, что его незаконно уволили и лишили средств к существованию. Чаще всего работники просят суд взыскать невыплаченные зарплаты и премии, считают, что им неправильно начислили деньги за сверхурочную работу, не дали необходимые надбавки», – говорит Юлия Жижерина.

3. Личная неприязнь

Бывает, что начальник и подчинённый не могут найти общий язык. Небольшие разногласия перерастают в масштабные конфликты, которые могут привести к увольнению сотрудника.

«Встречаются случаи увольнения на почве личных разногласий между подчинённым и руководителем. Без видимой на то причины, без каких-либо нарушений. И такие случаи непременно попадают в суд», – комментирует Иван Кузнецов, адвокат «Абсолют Лигал».

Победитель и проигравший

Кто чаще всего выигрывает в ходе судебных разбирательств? Всё зависит от повода, который спровоцировал конфликт.

По словам Юлии Жижериной, спор об увольнении по-прежнему чаще выигрывают работники: «Это связано с тем, что постсоветское трудовое законодательство сильно усложняет процесс увольнения множеством различных процедурных моментов».

А вот Иван Кузнецов считает, что при рассмотрении исков, связанных с восстановлением на работе сотрудника, чаще всего выносится решение в пользу работодателя.

К счастью, в вопросах невыплаченной зарплаты суд на 99% на стороне работников.

«Рассмотрим случай невыплаты заработной платы работникам магазина мебели из-за «невыполненного плана продаж». Налицо явное нарушение Трудового Кодекса, трудового договора и даже Уголовного Кодекса (ст. 145.1), и сотруднику, обратившемуся в суд, не составило труда доказать свою правоту. Согласно УК РФ, суд постановил: работодатель наказывается штрафом в виде 160 тысяч рублей», – приводит пример из практики Иван Кузнецов.

Сложнее обстоят дела с невыплаченными премиями и прочими материальными поощрениями. 

«Здесь суды чаще на стороне работодателей, так как премия не является гарантированной выплатой», – поясняет Юлия Жижерина.

Не доводи до предела

В некоторых случаях без вмешательства третьей стороны (судьи) не обойтись. Однако наши эксперты рекомендуют, когда это возможно, решить спор мирно. 

«Если есть возможность договориться без суда, то лучше так и сделать. Потому что после судебного разбирательства и работник, и работодатель могут получить на бирже труда плохую репутацию», – говорит адвокат Иван Кузнецов.

Если дело дошло до суда, то эксперт советует акцентировать внимание на трудовом договоре, заключённом с прямым работодателем, а также на Трудовом Кодексе, который даёт обеим сторонам этого договора гарантии качественного труда и платы за него.

Юлия Жижерина также рассматривает суд как средство, к которому нужно прибегнуть в самую последнюю очередь.

«Часто оказывается, что и увольняться не надо, и премию можно получить, если с начальником не ссориться. Но когда конфликт на такой стадии, что работать уже невозможно, то следует стараться договориться о наиболее приемлемых вариантах увольнения, например, с денежной компенсацией или с возможностью некоторое время поискать работу, оставаясь в этой компании. На мой взгляд, худшее, что может сделать работник – это демонстративно хлопнуть дверью со словами: «Встретимся в суде». Ведь вряд ли репутация сутяжника в дальнейшем упростит поиск работы», – комментирует эксперт.

Не доводите дело до суда, если конфликт можно свести на нет без боя. Но если проблему иначе не решить, изучите свой трудовой договор, поищите информацию в Трудовом Кодексе, проконсультируйтесь с опытным юристом и напишите исковое заявление.

© Алла Панасенко, RJob

Алла Панасенко, корреспондент портала RJob.ru

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Перфекционист в коллективе: как с ним работать 
Карьера в digital-рекламе: кто требуется и кому подходит 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0