Soft skills: как гибкие навыки помогают в карьере

Чем больше общения с людьми предполагает та или иная профессия, тем важнее для неё soft skills. Это так называемые надпрофессиональные навыки, которые, в отличие от hard skills, невозможно подтвердить дипломом об образовании и приобрести на курсах. Rjob выяснил, как soft skills помогают отобрать лучшего соискателя, почему вряд ли получится построить карьеру без «гибких навыков» и кому их попросту не удастся развить. 

Soft skills: как гибкие навыки помогают в карьере

Чем отличаются soft skills и hard skills

Чтобы отличить hard skills от soft skills, достаточно открыть два десятка вакансий по одной профессии. В каждой из них будет повторяться один и тот же список «жёстких навыков». Это всё, что можно получить в образовательных учреждениях, на курсах, во время профессиональной переподготовки. Обычно именно эти навыки необходимы для выполнения должностных обязанностей и чётко прописаны в должностной инструкции. Их можно разделить на простые составляющие, оценить и измерить. Сразу понятно, умеет ли соискатель водить автомобиль, с какой скоростью печатает, какими языками программирования владеет, в области какого юридического права специализируется. 

Специалисты сходятся во мнении, что освоить профессию, не владея hard skills, не получится. Но чтобы задержаться в ней и построить карьеру, понадобится уже soft skills. К ним можно отнести позитивный настрой, уверенность в себе, умение работать в команде, коммуникабельность, многозадачность и адаптивность.

Анна Загумённая_PR Partner.jpg
Анна Загумённая
Event-директор агентства PR Partner

Можно быть очень подкованным теоретически, но не иметь определённого характера и темперамента. Можно научиться всему, но несоответствие личностных характеристик профессии будет добавлять стресса, что может существенно отражаться на эффективности работы.

Валентина Александрова
Валентина Александрова
внутренний аудитор компании Acsour

Набор требуемых soft skills в отрасли может варьироваться в зависимости от огромного количества факторов, начиная с размера компании и заканчивая предпочтениями конкретного руководителя. В целом, из soft skills для сферы профессиональных услуг наибольшее значение имеет умение работать в команде, чёткое владение своим временем и навык успешного разрешения конфликтных ситуаций. 

Отбираем лучших кандидатов по soft skills

Точно так же, как в объявлениях о вакансии повторяются одни и те же требования, в резюме соискателей повторяются одни и те же навыки и умения. Допустим, специалисты учились в одном вузе, имеют схожий опыт в одинаковых по масштабу компаниях, даже перечень обязанностей один и то же! Как же тогда выбрать лучшего?

Нечаева
Жанна Нечаева
CEO HR Maps

Если работодатель получает 10 резюме с похожими данными, то люди, отправившие резюме, для него тоже одинаковы. Это означает, что работодателю нужно провести анализ soft skills. Для этого разработаны специальные психометрические тесты, которые упрощают процесс найма и облегчают работу рекрутеру. К примеру, Central test позволяет лучше определить психологический профиль кандидата, его поведение, мотивацию и эмоциональный интеллект.

По тому или иному набору soft skills нельзя судить, хороший специалист или плохой – можно лишь выяснить, сможет ли он работать в компании и легко ли ему будет адаптироваться. Не стоит создавать ситуаций, в которых человеку необходимо переступать через себя – личностные принципы и установки в какой-то момент всё равно одержат верх. Чем выше соответствие soft skills сотрудника занимаемой должности, тем выше будет его производительность и лояльность.

Однако есть сферы деятельности, где soft skills выступают в роли «жёстких навыков», без которых просто невозможно выстраивать рабочие процессы. Гендиректор центра «Перспектива» Наталья Сторожева относит к такой сфере рекрутинг. Люди в этом бизнесе являются и активом, и продуктом, а потому наличие эмоционального интеллекта – обязательное условие для успешной работы.

Сторожева
Наталья Сторожева
генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»

Для крупного сельскохозяйственного холдинга искали руководителя на вакансию директора мясоперерабатывающего комплекса в Уфе. Уровень требований был очень высоким, над вакансией работали несколько месяцев. Наконец нашли достойного кандидата, но в Санкт-Петербурге. После многоэтапных собеседований и проверок руководство компании сформулировало предложение. Надо было уговорить кандидата переехать на новое место с семьёй. И вот он уволился с работы, забрал ребёнка из школы, для него нашли квартиру и арендовали машину. Осталось прилететь и на следующий день выйти на работу. 

В это время один из заказчиков решил приостановить процесс и отложить выход нового сотрудника на месяц. Не то что бы он передумал или кандидат ему разонравился – просто решил отложить. Как объяснить это человеку, которому осталось 20 минут до посадки в самолёт? Мы смогли, объяснили, нашли слова. Это было непросто, но через месяц кандидат всё же прилетел в Уфу, и успешно работает до сих пор. 

Soft или hard для успешной карьеры?

Во многих профессиях и сферах деятельности hard skills выходит на первый план. И это не только линейная работа. Любой ремесленник в широком смысле слова, будь то модельер-конструктор или программист, строят карьеру на основе «жёстких навыков» – тех умений и талантов, в которых они превосходят коллег. При этом специалист может вообще не обладать soft skills, а переложить коммуникативную часть работы на специально обученных людей. И вырасти в специалиста высочайшей квалификации.

Но в большинстве случаев карьерный рост всё же напрямую связан с soft skills. Этому есть простое объяснение: чем выше должность, тем больше времени специалист тратит на выстраивание бизнес-процессов и коммуникацию с сотрудниками, клиентами и партнёрами. Эксперты советуют руководителям всех уровней прокачивать эмоциональный интеллект, способность к эмпатии, восприятию чужих эмоций и настроений.

Сторожева
Наталья Сторожева
генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»

Те, у кого эмоциональный интеллект не развит, просто не «читают» чужие эмоции или не знают, как поступить в том или ином случае. То есть такой руководитель заметит напряжённую обстановку в коллективе, но он не сможет урегулировать ситуацию, не доводя до взрыва. А вот люди с развитым эмоциональным интеллектом – хорошие коммуникаторы. Это полезно в любом коллективе, но особенно важно для руководителей небольших компаний, где все друг друга знают, ежедневно общаются между собой. 

Профессиональное развитие навыков

Большую часть жёстких навыков специалист получает в учебном заведении, а гибких – от природы вместе с определённым типом характера и темперамента. Но и те, и другие навыки можно развить. 

Елена Кисель.jpg
Елена Кисель
партнёр, руководитель направления подбор персонала «ШАГ консалтинг»

Если человек решил, что ему необходимо развивать те или иные навыки, прежде всего надо составить план развития и отразить в нём цели, конкретные шаги и мероприятия. Хорошо, если получится составить план на три месяца, полгода, год. Необходимо, чтобы он учитывал карьерные цели, которые человек себе ставит. Укажите сроки и результаты, которые должны быть достигнуты в каждый период. После этого можно выбирать инструменты развития для каждого навыка. Самые распространённые из них – тренинги, семинары, мастер-классы. Более высокого уровня самоорганизации требует самостоятельное изучение информации и применение полученного знания в реальных ситуациях.

Считается, что развить hard skills проще – чтобы приобрести какой-то практический навык, достаточно опыта, старания и ответственности. С soft skills сложнее, несмотря на то, что в последнее время появляется множество тренингов по тайм-менеджменту, командообразованию, стрессоустойчивости и многим другим «гибким компетенциям». 

Валентина Александрова
Валентина Александрова
внутренний аудитор компании Acsour

Эти навыки довольно серьёзно завязаны на психологические особенности сотрудника, его тип мышления и темперамент. Для их развития недостаточно посетить пару мастер-классов и выучить несколько полезных приёмов – «прокачка» гибких навыков требуют более глубокой и длительной проработки на личном опыте. Как показывает практика, хорошие результаты в развитии soft skills даёт метод шедоуинга – «работа с тенью» – наблюдение за более опытными коллегами. Сотрудник чётко понимает цель такого наблюдения, может разобрать и обсудить всё увиденное с теми, за кем он наблюдает.

Ирина Филякина
заместитель руководителя отдела по работе с персоналом REG.RU

Обычно soft skills требуют большего внимания и времени: человек учится иначе взаимодействовать с окружающими людьми, меняет собственные шаблоны поведения. Поэтому большое значение имеет мотивация и готовность меняться. Прокачка себя полезна всегда. Развиваясь, мы расширяем горизонты своих возможностей, приобретаем новый опыт и получаем эмоции, которых никогда раньше не испытывали.

Как определить, что развивать?

Эксперты обращают внимание, что у разных людей может быть предрасположенность к тем или иным жёстким или гибким навыкам. Но можно идти наперекор этой предрасположенности – и рано или поздно добиться определённого успеха. Но это то же, что и учить читать двухлетнего ребёнка – времени и сил уйдёт гораздо больше, а получить удовольствия от процесса вряд ли получится.

Елена Кисель.jpg
Елена Кисель
партнёр, руководитель направления подбор персонала «ШАГ консалтинг»

Склонность к развитию того или иного типа навыков тесно связана с личностными качествами. Экстравертам проще развивать гибкие навыки, так как они изначально настроены на коммуникации и взаимодействия с другими людьми, им это доставляет удовольствие. Интроверты склонны к более глубокому изучению предметных областей, то есть, к развитию жёстких навыков. Но это не означает, что интроверт не может стать руководителем, а экстраверт – специалистом. 

Кроме того, сами работодатели не всегда понимают, какие именно навыки хотят видеть в соискателе и почему. Почти в каждом объявлении о приёме на работу принято прописывать требования к коммуникабельности, стрессоустойчивости, креативности, дисциплинированности и аналитическим способностям. Порой эти навыки противоречат друг другу и просто не могут уживаться в одном специалисте. 

Карьерный консультант Дмитрий Кошелев в своей работе опирается на концепцию 12 архетипов американского психолога Кэрол Пирсон. Она основана на предрасположенности людей к тем или иным видам деятельности. Главное – определить, что лучше всего получается, развить соответствующие навыки и найти подходящую работу.

Кошелев
Дмитрий Кошелев
карьерный консультант

Хороший пример – юристы. Профессия одна, но внутри неё много направлений деятельности, каждое из которых требует своих soft skills. Если задача юриста-судебника – участвовать в простых процессах, по которым много судебной практики (например, признания права собственности на строение), то главный soft skill – умение чувствовать «проходное» дело и дружить с судьями и секретарями. Это хорошо удаётся архетипу «Любовник». Если предстоят сложные процессы, то лучше искать человека, способного рубиться не на жизнь, а на смерть – с архетипами «Воин» или «Бунтарь». Таковы герои сериала Suits. Для инхаусов требуется иной скилл – умение делать без «косяков» будничную, процессную работу. Он обычно присущ носителю архетипа «Славный малый». От юристов на аутсорсе требуется умение и желание «нянчиться» с клиентами, и в то же время самостоятельность. Для такой работы я бы посоветовал носителей архетипа «Опекун». Профессия одна, а способности и люди требуются разные. Можно ли тренировать тот или иной soft skill? Можно совершенствовать в процессе практики. Но если изначально такой способности нет, то работа будет бессмысленной. 

Выбирая очередной тренинг или мастер-класс, стоит задаться вопросом, каких целей он поможет достичь в профессиональном плане. Начинающим специалистам нет смысла тратить время на soft skills, пока они в совершенстве не овладеют жёсткими навыками и не наработают опыт. Дальше стоит ориентироваться по ситуации – хотите вы переделывать себя и совершенствоваться ради новой карьерной ступеньки или предпочтёте остаться экспертом в своей области? Какие именно навыки вам ближе всего и какие из них помогут добиться карьерных высот? Исходя из этого и стоит выбирать обучающие программы, мастер-классы и коуч-сессии.

© Мария Степанова, RJob

Степанова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Не взяли на работу? Спросите почему! 
5 книг для тех, кто хочет работать за границей 

Вакансии по теме:

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0