Школа HR: как найти хорошего официанта

В летний период на сайтах по трудоустройству количество вакансий официанта увеличивается во много раз. Ищете ли вы работника на сезон или на более длительный срок – не важно. Ведь в обоих случаях успех сотрудничества определяет тщательная оценка профессиональных качеств соискателя. Консультант Русской Школы Управления по подбору персонала Наталья Сторожева рассказала о том, как найти достойного официанта.
Школа HR: как найти хорошего официанта
Наталья Сторожева.jpg
Консультант Русской Школы Управления по подбору персонала Наталья Сторожева

О чём не стоит спрашивать официантов на собеседовании?

К найму официантов лучше подходить прагматично и без иллюзий. Не нужно проводить долгих собеседований, выясняя, кем видит себя кандидат через пять лет. Точно, не официантом! Для большинства людей это временная или сезонная работа. Вам будет легче сориентироваться в потоке кандидатов и отобрать людей, наиболее подходящих для этой работы, если вы сосредоточитесь на нескольких критериях.

Наверное, в первую очередь это опрятный внешний вид?

Предположим, к вам на собеседование приехал человек в несвежей одежде, дурно пахнущий и с грязью под ногтями. Не стоит тратить время на лекцию о важности личной гигиены. Прощайтесь сразу. Исключение могут составлять случаи, когда вы осознанно нанимаете контингент, работающий летом на стройке, а зимой на кухне.

Во всех остальных случаях кандидат, претендующий на работу в сфере услуг, должен быть аккуратен и свеж, как лист молодого салата. Любой компромисс будет стоить вам времени и денег.

Как понять, что соискатель соответствует ожиданиям работодателя?

Организованность – очень важное качество для всех сотрудников сферы услуг и официантов в том числе. Им предстоит работа по сменному графику в будни, выходные и праздники, их ожидают ранние подъёмы, длинные смены, внеплановые дежурства. Человек должен быть готов к подобной работе в условиях строгой дисциплины.

Если вы не хотите постоянно разбираться с тем, что он не вышел на работу, перепутал смены, «проспал/забыл/забил», сразу оценивайте уровень организованности кандидата, его умение следовать плану. Обращайте внимание на его пунктуальность: если человек опоздал на собеседование на 40 минут, а затем перепутал день стажировки, не питайте ложных надежд. 

Как быть, если соискатель опрятен, организован, но не отличается коммуникабельностью?

Можно научить человека правильно презентовать меню, рассказывать аппетитно о бифштексах, с легким снобизмом о деликатесах и соблазнительно о десертах. Можно натренировать официантов ходить с «приклеенными» улыбками и произносить вежливые «позитивные» скрипты. Но это не поможет вашему ресторану получить приз зрительских симпатий. Гости – не «потребители» из учебников по маркетингу, а обычные люди, прекрасно чувствующие фальшь в интонациях и мимике. 

Именно поэтому важна искренняя доброжелательность официантов, их вежливое, уважительное отношение к людям в целом, а не только к постоянным клиентам, оставляющим хорошие чаевые. 

Как понять, что официант будет доброжелателен к любым клиентам и не испортит репутацию заведения?

Лучше всего качества характера проявляются в сложных, стрессовых ситуациях. Попросите кандидата рассказать о своих неудачах, ошибках, трудных моментах в предыдущей работе или учёбе. Если во время рассказа соискатель начнёт «поливать грязью» своих обидчиков, бывших начальников, несправедливых преподавателей, не игнорируйте подобные проявления. Скорее всего, доброжелательные люди даже о сложных ситуациях будут рассказывать мягко и с юмором.

Как подобрать персонал для создания дружной команды?

Успех заведения складывается из множества факторов: интересной кухни, качества блюд, а также из атмосферы. Она может быть семейной или молодежной, деловой или клубной, этнической или урбанистской. Атмосферу невозможно купить, как концепцию, или сделать, как дизайн интерьера, она возникает, как музыка, из взаимодействия всех сотрудников заведения: поваров, официантов, администраторов, хостес, сомелье, кальянщиков и многих других.

Чем выше сплочённость, «сыгранность» персонала заведения, умение понимать друг друга с полуслова, тем выше «уровень счастья» клиента. Чтобы такую команду собрать и настроить, необходимо ещё на первом этапе набирать правильных, готовых к командной работе людей. Задайте кандидату несколько проективных вопросов, предполагающих взаимодействие в группе, и оцените его умение подстраиваться, проявлять гибкость, лояльность. 

Например: «Коллега просит вас поменяться дежурством, а у вас на этот вечер билеты на концерт / Сменщик, работавший перед вами, оставил рабочее место в ненадлежащем виде / Вы замечаете грубые нарушения стандартов заведения в работе коллег – как вы поступите?».

Оценивая ответы кандидата, можно сравнить работу официанта с игрой музыканта большого оркестра: он «звучит» синхронно с командой, при этом сохраняя свою индивидуальность и стиль.

Как правильно мотивировать официанта ещё на этапе собеседования?

Вы можете прямо спросить соискателя о желаемой мотивации и, скорее всего, получите социально желательный ответ: «Заинтересован в стабильной и долгой работе, хочу приобрести новые знания и навыки, добиться успехов в профессии».

Если хотите получить правдивую картину жизни, спросите о семье, учёбе, предыдущей работе. Из ответов кандидата вы сможете сделать вывод, ищет ли он работу на две недели, два месяца или два года, с какой нагрузкой может и готов работать, зачем ему нужна работа, что может быть причиной будущего увольнения, стоит ли тратить время и силы на его обучение и адаптацию.

Практика показывает, что мотивация важнее навыков и опыта. Тот, кто хочет получить работу, иметь стабильный доход, будет усердным в учёбе и ответственным в труде. В целом, во время найма официантов, лучше придерживаться прагматического подхода.

В силу непродолжительного «жизненного цикла» сотрудника у вас нет времени на воспитание людей и глобального развития их профессиональных навыков. В интересах бизнеса целесообразно нанимать людей, уже обладающих необходимыми «скиллами». Обучение может касаться только внутренних стандартов работы вашего заведения.

© Алла Панасенко, RJob

Алла Панасенко, корреспондент портала RJob.ru

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Как работают в «Ростелеком Контакт-центре» 
Как работают в образовательном центре MAXIMUM 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0