Редкая профессия: шляпник

Шляпных дел мастера потеряли популярность вслед за их продукцией. Ведь времена, когда выйти из дома без головного убора считалось неприличным, давно прошли. Но по-прежнему есть энтузиасты, которые сохраняют старинные технологии. Rjob узнал, где и как трудятся современные шляпники и почему они ни на что не променяют свою работу, даже несмотря на профессиональные заболевания.
Редкая профессия: шляпник

Шляпник, болванщик, модистка…

Разницу между специалистами, которые занимается изготовлением шляп, знает не каждый. Шляпниками обычно называют себя мастера-ремесленники, которые делают головные убор на заказ у себя дома или в частной мастерской. Они выполняют все работы от начала до конца в одиночку: придумывают дизайн, придают шляпе нужную форму и декорируют её. Порой их называют болванщиками, хотя такой профессии формально не существует. Путаница возникла из-за того, что раньше шляпники сами делали деревянные формы – болванки. Теперь их обычно вырезают на заказ в специальной столярной мастерской. 

А вот профессия модистки существует. На фабрике по выпуску головных уборов так называют специалиста, который завершает работу над шляпой и декорирует её. А начинает работу с фетровой заготовкой-колпаком формовщик. Он распаривает фетр, пропитывает его специальным клеем, натягивает на болванку и придаёт нужную форму.

Без опыта, образования и… без вакансий

Ещё полвека назад шляпа была обязательным атрибутом как женского, так и мужского костюма. Но с тех пор мода изменилась, и головные уборы из фетра уступили место более практичным вязаным шапкам. Из-за этого одно за другим стали закрываться шляпные фабрики, мастера начали искать другую работу, а старые традиции едва не оказались забыты. Именно поэтому профессия шляпника теперь так редка. Сохранилось всего несколько предприятий по выпуску шляп в Москве и Санкт-Петербурге, отдельные фабрики в регионах. Получить работу проще опытным мастерам, но можно попробовать себя в качестве практиканта или стажёра, чтобы потом дослужиться до подмастерья и дальше профессионально развиваться. Необходимый минимум для этого – среднее профессиональное образование в сфере дизайна по специальности «головные уборы». Работодатель может проверить навыки работы в программах CorelDraw и Photoshop. Но на практике вакансий дизайнера, формовщика или модистки на порталах с объявлениями не найти – штат всех компаний уже давно сформирован, и новички туда требуются крайне редко.

Сам себе фабрика

Большинство шляпников предпочитают фабрике работу на себя. Небольшой семейный бизнес чаще всего открывают мамы в декрете и отпуске по уходу за ребёнком. Они пробуют разные виды рукоделия, пока наконец не попадают на мастер-класс или курсы по изготовлению шляп. Если занятие им нравится, а результат впечатляет окружающих, можно попробовать продать даже самые первые работы. И для этого достаточно фантазии и мастерства – никаких других формальных требований не существует. Свои работы частные дизайнеры выставляют в соцсетях или на платформе «Ярмарка Мастеров» – там можно обнаружить десятки шляпников, работающих в разных техниках и стилях. 

При домашнем производстве головных уборов большую часть работы приходится делать вручную – слишком велики расходы на сушильные машины, болванки и прочее оборудование. Но и на фабрике автоматизировано лишь 10-20 % всего технологического процесса. В промышленных масштабах производят типовые модели со сдержанным дизайном. Обычно за основу берут модные тенденции предстоящего сезона для верхней одежды и уже под них разрабатывают подходящую коллекцию шляп. За более яркими или необычными моделями шляп принято обращаться к мастеру, который учтёт все пожелания. Но и здесь случаются проблемы: порой клиенты отказываются от готовой шляпки, сделанной на заказ, а «пристроить» её кому-то другому почти нереально. Другой вариант – нескончаемые исправления и дополнения, когда клиент постоянно требует доработать модель. Порой проще отказаться от уже выполненной работы, чем довести её до конца.

Гонорар или зарплата

Зарплата швеи, формовщика или модистки на фабрике обычно не высока – даже в Москве не превышает 40 тысяч рублей, а в среднем составляет 20-25 тысяч. Чуть больше получает дизайнер – от 30 до 80 тысяч в зависимости от компании. Частные мастерские обычно берут от 3 тысяч рублей за простую фетровую шляпку. Цена эксклюзивных моделей с вуалетками, перьями и другим декором может превышать 10 тысяч рублей. Но о постоянной зарплате говорить не приходится. На количество заказов очень сильно влияет сезонность, популярность мастера и мода.

Главной проблемой в работе шляпники называют отсутствие отечественного сырья. Самый простой и дешёвый фетр закупают в Китае, расходные материалы, фурнитуру и декор – в Чехии, Франции и Англии. Лучшей считается именно английская продукция, там же традиционно самая сильная обучающая база. А потому себестоимость шляпы в любом случае зависит от курса рубля. Как следствие, от него же будет зависеть гонорар частного мастера или зарплата сотрудника на фабрике.

Безумен, как шляпник

Персонажа сказки «Приключения Алисы в стране чудес» Безумного Шляпника можно считать самым знаменитым представителем профессии, который к тому же наглядно демонстрирует её недостатки. Во второй половине XIX века, когда Льюис Кэрролл работал над сюжетом, в Англии уже закрепилось крылатое выражение «безумен, как шляпник». Дело в том, что для обработки фетра в те времена использовали ртуть. От отравления ядовитыми парами в первую очередь страдала нервная система, искажалось зрение, нарушалась речь. С тех пор технологии ушли далеко вперёд, но используемые при изготовлении шляп клеи до сих пор нельзя назвать абсолютно безопасными и безвредными. К тому же на фабриках шумно и пыльно, но это особенность почти всех промышленных предприятий.

Творческая рутина

Несмотря на низкую зарплату и вредность производства, шляпники чаще всего долгие годы занимаются этим ремеслом и редко меняют специализацию. Им нравится возможность творческой реализации, чувство удовлетворения после выпуска новой коллекции или завершения работы над эксклюзивной моделью для модного показа. Даже формовщик, который голыми руками работает с горячей фетровой заготовкой и клеем, растирает запястья, считает свои рутинные обязанности творческими. Из непривлекательного колпака он способен создать шедевр. Что уж говорить о дизайнере или частном мастере, который придумывает уникальную модель и сам воплощает её в жизнь. Но профессию шляпника точно не назовёшь перспективной, востребованной или популярной. Обычно её выбирают творческие люди, которые горят идеей. Это тот редкий случай, когда хобби может стать профессией и настоящим делом всей жизни.

© Мария Степанова, RJob

Степанова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Новейшая профессия: питчер 
Нужны ли хедхантеры для подбора команды 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0