Редкая профессия: антрополог

Учёных, занимающихся антропологическим исследованием общества и закономерностей его развития, этносов и их культуры, во всей стране всего несколько сот человек. Научную работу давно не назовёшь престижной и тем более прибыльной, зато сам процесс увлекателен и разнообразен. Социокультурный антрополог и сотрудник Международного общества исследований цыганской культуры Марианна Сеславинская рассказала Rjob, как стать антропологом и с чем предстоит столкнуться в работе.
Редкая профессия: антрополог

Как вы выбрали эту профессию?

В годы учёбы на филфаке МГУ я дружила со студентами исторического факультета, обучавшимися по специальности «этнология», и именно тогда поняла, что неправильно выбрала факультет. Стала посещать лекции на истфаке, читать специальную литературу. До университета я занималась хореографией, в период учёбы углубилась в этнохореографию, а с 3-4 курса начала концертную деятельность. В 1990-е годы поступила в аспирантуру по специальности «культуролог», которая тогда начала выделяться как научная специальность из философских дисциплин и во многом пересекается с культурной и социальной антропологией. Но вообще в эти специальности люди приходят разными путями: кто-то оканчивает исторический факультет по специальности «этнология», кто-то поступает в аспирантуру, имея другую гуманитарную специальность.

Правда ли, что часть социальных антропологов – представители различных народностей, потому изучают они собственную культуру и социальное развитие?

Да, это действительно так. Если вы придёте на конгресс этнологов и антропологов, то увидите там специалистов различных национальностей, и многие из них изучают свою национальную или этническую культуру.

Какие вузы готовят антропологов? Какие профильные предметы предстоит изучить? 

В России профессия социокультурного антрополога не выделена как отдельная научная специальность. Сейчас она составляет часть подготовки преимущественно этнологов, культурологов и социологов, но озвучена в рамках этнологической специализации под номером 07.00.07: «Этнография, этнология и антропология». Методы антропологических исследований социумов и их культуры у нас и во многих странах Восточной Европы из бывшего социалистического лагеря составляют сейчас часть подготовки этнографов, и социокультурную антропологию преподают на исторических факультетах, в последние годы – также студентам, изучающим культурологию, в то время как в странах Запада эта специальность рассматривается как часть социологической науки. Существуют такие направления, как политическая, философская, лингвистическая антропология, и другие. Исследователи  разных специальностей  получают образование на различных факультетах высшей школы: историческом, социологическом, философском, филологическом. 

Где может работать антрополог? 

Для человека, желающего посвятить себя социокультурной антропологии, есть две основных возможности: работа в вузе или в научном учреждении. Но в вузах (учитывая рост нагрузки на преподавателей в последние годы) мало возможностей для исследовательской работы. Из научных учреждений для академических исследований наиболее благополучны институты Российской академии наук. Но из-за непрерывного реформирования и сокращения финансирования науки трудно сказать, на что сейчас может рассчитывать молодой человек. 

С другой стороны, социальный (культурный) антрополог – современная специальность, востребованная и в академической, и в прикладных областях. Она связана с исследованиями человеческого капитала, который в постиндустриальных обществах представляет собой один из важнейших факторов развития. Уже не одно десятилетие в США и Западной Европе курс социальной (культурной) антропологии составляет часть подготовки специалистов разных профилей, от академического учёного до управленца и социального работника. Подобная тенденция в России начала проявляться в 2000-х годах. Например, в Департаменте межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ состав сотрудников обновлялся за счёт специалистов-этнографов. Сейчас этого министерства не существует, а отдел перекочевал в Министерство культуры, где его функции сужены до регулирования национальных отношений в сфере культурной политики. В органах исполнительной власти различных уровней есть должности, связанные с межнациональными отношениями, но нет условия, чтобы их занимали специалисты-антропологи. В этом смысле России есть куда развиваться. 

На что живёт антрополог?

Зарплаты преподавателей зависят от нагрузки, и могут достигать 40 тысяч рублей, но это в Москве. В учреждениях федерального уровня и в регионах зарплаты гораздо ниже – это 15-20 тысяч рублей для преподавателя с научной степенью. В последние 4 года сильно сокращено совместительство, которое широко практиковалось преподавателями и исследователями. В системе РАН зарплаты доходят до 30-40 тысяч рублей у кандидатов и докторов наук, но в последние годы ставки научных сотрудников, прежде всего, более высоких должностей, сокращают, что ставит под вопрос возможности карьерного роста для учёного. Оклады в 90-100 тысяч рублей связаны с административной работой (заместитель директора или другие высокие посты), и у основной массы научных сотрудников таких зарплат нет.

При этом можно получать гранты…

Да, часть заработка может складываться из грантов. В России два крупных фонда, предоставляющих гранты в социогуманитарной сфере: РГНФ и РФФИ. Их бюджеты сокращаются, при этом приоритет в финансировании отдаётся крупным научным коллективам, а не одиночным исследователям. Есть зарубежные фонды, часть которых допущена для работы с российскими гражданами. Финансирование исследований этнической проблематики и публикаций внутри страны нередко проще получить через общественные организации, с которыми работает часть исследователей.

Как обычно проходит рабочий день?

Рабочий день специалиста по этнической культуре зависит от того, где и над каким проектом он в данный момент работает. Если по научным проектам вне рамок учреждения – он абсолютно свободен. В академическом институте всегда было 1-2 присутственных дня, остальное время – так называемые «библиотечные дни», когда человек работает в библиотеке или дома или встречается с нужными людьми. 

Исследования складываются из нескольких этапов. Сначала накапливается эмпирический материал: это полевые исследования или, если речь идет об исторических данных, работа в библиотеках и архивах. Активная направленная работа «в поле» может занимать несколько месяцев – это поездки или встречи. Если объект исследования находится в том же городе, то общение может быть регулярным. В период обработки и систематизации данных учёный начинает составлять текст и обычно работает дома, в библиотеке, посещает институт для контактов с коллегами, обсуждения проектов. Это «чисто» антропологические методы исследования, связанные с синхронностью наблюдения. Но восточноевропейский подход исследования этнических культур, развивавшийся в рамках историко-этнографического направления, предполагает и исторический, ретроспективный взгляд, что требует работы с историческими источниками: публикациями, документами. Благодаря оцифровке архивов в последние годы всё больше документов становятся доступны через интернет, что в сотни раз ускоряет научную работу. То же самое с поиском научной литературы – уже невозможно представить, чтобы мы работали так, как 10 лет назад.

Но прямой контакт с изучаемыми этносами всегда необходим?

Одна из основных методик работы в поле – прямое включённое наблюдение, то есть участие в событиях. Например, исследователя приглашают на праздник, на свадьбу, в гости, где он просто наблюдает за событиями или участвует в них. Другой важный метод – интервью на обговорённую с информантом тему. При этом можно строго придерживаться каких-то вопросов, а можно задать общее направление разговора и дать информанту свободно высказываться, так как разговор может выйти на другую интересную тему. 

Накопление материала идёт всю жизнь, потому что антрополог (этнолог, культуролог) получает данные не только во время специальных экспедиций. Врастая в изучаемую среду, он часто поддерживает отношения с информантами, некоторые могут стать его приятелями или друзьями. А если он ещё и носитель культуры, тогда он постоянно находится в изучаемой среде. В последние годы с развитием интернета возможность контактов с удалёнными информантами становится неограниченной. 

Международное общество исследований цыганской культуры занимается ещё и сохранением культуры (мастер-классы по фольклорному танцу и т.п.), образованием на родном языке. Как участвует в этом антрополог?

– Выбор сферы деятельности определяется интересом самого человека, ведь  свобода научных исследований – основной принцип науки, её дух. К примеру, этнохореография – такая же область научного знания, как и любая другая. Есть этнологи, которые профессионально занимаются этнической хореографией, она составляет часть их научных интересов, и они совмещают это с научной карьерой.  Например, С.В. Рыжова – сотрудник института Этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, много лет профессионально исполняет и преподаёт несколько традиционных танцевальных стилей Индии.

Gypsy-dance.jpg

Я много лет работала исполнителем этнических танцев и этнохореографом. В последние два года являюсь экспертом Всероссийской танцевальной организации. 

Что касается образования – мы с Георгием Николаевичем Цветковым семь лет проработали в Федеральном институте развития образования в отделе, который занимался проблемами образования национальных и этнических групп в России, и почти все публикации на эту тему мы сделали в рамках разработки программ для носителей цыганского языка. Поэтому мы можем давать практикум по цыганскому языку. 

Какие навыки, черты характера необходимы будущему антропологу, а какие противопоказаны?

Среди общих качеств учёного: самостоятельность мышления, умение отстаивать свою точку зрения, умение анализировать, сопоставлять, систематизировать. Для антрополога важно умение общаться с любыми людьми, находить с ними контакт, располагать к себе. Считается, что необходимы и актёрские данные. Нужно уметь поставить себя на место и в обстоятельства жизни членов исследуемого общества. Нужно терпение, так как далеко не все информанты легко пойдут на контакт. 

Неприемлема нетерпимость – религиозная, этническая. Важнейший этический кодекс – не навредить информанту и общине. Если люди не хотят, чтобы их записывали – значит, нельзя записывать. Если не хотят, чтобы на них ссылались – не надо упоминать их данные. Если просят не публиковать какую-то информацию – значит, она много лет останется в записях. Это бывает, когда речь идёт о «закрытой» социальной информации, которой нельзя делиться с «чужими», или о личной информации человека, публикация которой нанесёт ему или общине вред. В некоторых случаях вообще лучше не упоминать даже этническую группу информантов или же очень аккуратно затрагивать в публичном пространстве некоторые темы. Последнее связано с агрессией, этнической нетерпимостью, дискриминацией, спекулятивным использованием этнической информации в СМИ.

Как происходит профессиональное развитие? 

Направленное повышение квалификации – это обучение в аспирантуре и написание докторской диссертации. Самообразование происходит постоянно, особенно это заметно при исследовании междисциплинарных тем, когда приходится углубляться в смежные специальности. Например, недавно я писала статью о законодательстве Российской империи в отношении цыган и обращалась к исследованиям по истории права в России и к работам по общей теории права. 

Наряду с профессиональным становлением необходимо человеческое развитие, умение понимать людей. Возможность смотреть на мир глазами других подразумевает не только профессиональный, но и жизненный опыт. 

Важно научное общение, обсуждение своих и чужих публикаций, материалов, обмен опытом. Личные встречи с коллегами, конференции, симпозиумы, научные форумы – основные формы научного общения. Сейчас есть возможность удалённого участия в конференциях и общения с коллегами через скайп.

Кто для вас является профессиональным ориентиром? 

Личность идеального учёного – это скорее собирательный образ. Среди классиков антропологии привлекают работы разных авторов, но особенно Фредерика Барта, Рут Бенедикт, Мэри Дуглас. Направления их исследований находятся в сфере моих научных интересов. Сейчас я пишу ряд статей о цыганах в Российской империи, и для меня пример качества работы с историческими источниками представляют тексты историков предреволюционного периода, например, известного историка Украины Дмитрия Ивановича Багалея. Примером служат и работы некоторых современников и коллег. Один из образцов историко-этнографического исследования – монография 1998 года «Цыгане в румынской истории» Виорела Акима. Образец современного социально-антропологического исследования – труд Елены Николаевны Успенской 2010 года «Антропология индийской касты». Пример коллективного научного проекта – выходившая последние 15 лет известная научная серия «Алгебра родства» под руководством Владимира Александровича Попова. Конечно, много и других интересных работ.

Международное общество исследований цыганской культуры приглашает к сотрудничеству исследователей-профессионалов и любителей. Кто откликается на это приглашение?

Это очень разные люди. Иногда учёные. Например, так мы познакомились с профессиональным историком В. Н. Шкуновым, который в своём исследовании о торговле цыган обнаружил ряд интереснейших неизвестных ранее исторических источников. Обращаются разные люди с просьбой прислать литературу. Несколько раз писали учителя, преподающие цыганским детям, цыганская интеллигенция из разных регионов России и бывших республик СССР, из общественных организаций. 

Как к вашей необычной специальности относятся окружающие? 

Смотря какие окружающие. Российское общество ведь крайне неоднородно. Есть агрессивно настроенные в этническом отношении люди. Среди молодых людей, получающих высшее образование, в последние 10-15 лет бытует мнение, что в науку идут неудачники, которые не смогли реализовать себя в других областях, что связано с ухудшением положения ученых в последние 25 лет и деградацией сферы науки и образования в России. Причём это касается даже детей весьма успешных знакомых: они считают, что заниматься наукой в российских условиях – бред. Но своих родных они почему-то к неудачникам не относят (улыбается)

С точки зрения исследований многим эта профессия представляется интересной, ведь она позволяет объективно увидеть общество, да и сам процесс научного поиска – необычайно творческое занятие. Нашей интернет-библиотекой пользуются люди разных возрастов и профессиональных интересов: не только учёные или общественные деятели, но и представители этнической диаспоры, особенно молодёжь.

Каковы главные проблемы современной российской науки и антропологии в частности?

Проблема переходных обществ, к которым принадлежит Россия и страны бывшего соцлагеря, в резком понижении уровня жизни учёных в постсоветский период, в несоответствии их настоящего положения той роли, которую играет наука в обществе, в недофинансировании научных исследований, малокомфортных условиях работы. Самое плохое – это то, что в последние годы под видом реформ в стране происходит попытка ликвидации самостоятельности науки как общественной отрасли, бюрократизация научного процесса, попытка внедрения идеологического контроля в социогуманитарном знании (прежде всего в исторической науке), подмены научного творчества начетничеством, с внедрением соответствующих социальных инструментов. То есть происходит попытка ликвидации того, что делает науку наукой – уникальной саморазвивающейся областью. Как результат – падение престижа науки в России. Активные исследователи, и прежде всего молодёжь, стараются уехать в развитые страны, где условия работы на порядок выше. Речь не обязательно идёт об эмиграции, многие работают по грантам или по контракту. Поскольку сфера науки интернациональна, этот процесс вполне естествен.

© Мария Степанова, RJob

Степанова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

3 книги для грамотного руководителя 
Топ-7 самых креативных резюме 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0