Прячьте селфи, рекрутер выходит в соцсети!

С каждым годом всё больше людей становятся активными пользователями социальных сетей, где они размещают информацию о себе, своих увлечениях и интересах. Согласно результатам исследований, в 2014 году 33% респондентов чаще всего пользовались интернетом именно для того, чтобы войти в соцсети.
А теперь и работодатели всё чаще начинают использовать их в своих целях - для поиска и проверки сотрудников.
Прячьте селфи, рекрутер выходит в соцсети!

Несмотря на то, что эта тенденция ещё не сильно распространена, удобство и скорость такой проверки очевидны. Профессиональные «охотники за головами» знают, что при поиске кандидатов работодатели стремятся найти не просто опытных специалистов, а собрать стабильную команду единомышленников, нацеленных на общий результат. Для этого важна не только профессиональная, но и личная информация. И здесь как раз помогут соцсети. Ведь именно они часто характеризуют человека как личность, позволяют узнать о его интересах и взглядах на жизнь, зачастую даже позволяют увидеть его в коллективе (фотографии и обсуждения с коллегами) – то есть дают дополнительную неформальную информацию, которую сложно получить при официальном общении на интервью.

Профессиональные и личные профили

Какие социальные сети чаще всего просматривают работодатели? В Европе и США самое большое внимание уделяется Facebook, а также профессиональной сети LinkedIn, микроблогу Twitter и видео на YouTube. В России же самыми популярными социальными сетями как у пользователей, так и у рекрутеров, являются Вконтакте и Одноклассники. Как показывают исследования общественного мнения, страницы в этих социальных сетях имеют 34% опрошенных. На третьем месте по популярности с большим отставанием находится Facebook - свой аккаунт на этом веб-ресурсе есть только у 6% россиян - конечно, среди работающего населения жителей мегаполиса этот процент намного выше, особенно если говорить о людях, работающих в международных компаниях. Также работодателей в России интересуют профили и в профессиональных и деловых социальных сетях: LinkedIn, Мой круг, Профессионалы и др.

Благодаря подобным ресурсам у работодателей появляется возможность проверить данные, представленные соискателем в резюме. Ведь нередко кандидаты указывают не совсем достоверную информацию о своем образовании, датах работы, предыдущей должности и даже корректируют свой функционал под конкретную вакансию. К примеру, был случай, когда компания подбирала человека на вакансию главного бухгалтера. При проверке финального кандидата выяснилось, что он не имеет высшего экономического образования, которое он указал в резюме. Несоответствие раскрылось благодаря просмотру его страницы Вконтакте - там кандидат писал, что он является выпускником военного вуза и имеет военную специальность. Кроме того, он был членом группы выпускников данного вуза, где вел активную переписку. Во время финального собеседования ему показали распечатку сообщений из группы Вконтакте, он, конечно, отказался от комментариев, но компания не стала принимать его на работу.

Среди работодателей достаточно распространена практика сверять данные, указанные в резюме, с информацией из профиля в LinkedIn. При просмотре страниц в этой социальной сети для руководителя важно, чтобы профили потенциальных кандидатов были именно профессиональными.

О чём расскажут хобби и селфи

Кроме того, работодатели, например, обращают внимание на хобби, указанные человеком. Ведь, допустим, увлечение горными лыжами и сноубордом говорит не только об активности и хорошей спортивной форме соискателя, но и большей вероятности длительного больничного. Даже в моей личной практике был случай, когда новая сотрудница на второй неделе работы угодила в больницу с разрывом связок в колене именно после катания на горных лыжах. Итог – 2 с половиной месяца больничного. Это, конечно, отдельный случай, нельзя его распространять на всех и ограничивать хобби коллег, но стоит понимать, что немало HR’ов, которые с этим сталкивались, имеют определенное мнение насчет подобных увлечений.

Также внимание могут обратить и на фотографии: в профессиональных соцсетях предпочтительно размещать фотографии, сделанные в деловом стиле. Фото на кухне или на отдыхе могут произвести плохое впечатление.

Помню ситуацию, когда работодатель по собственной инициативе решил проверить страницу Вконтакте финальной кандидатки. Посмотрев на фотографии, он решил не брать девушку на работу, потому что «у неё много селфи, губки уточкой и фотографии в купальнике».

Когда работодатель не прав

Может ли такая проверка по соцсетям считаться законной с правовой точки зрения? В соответствии с российским законодательством, обработка персональных данных соискателя должна производиться только после получения его согласия. Это требование относится и к данным, публикуемым в социальных сетях. А если работодатель откажет в приёме на работу, основываясь на информации из социальных сетей, то такие действия могут быть расценены как дискриминация по отношению к соискателю. И кандидат в таком случае может обратиться в суд. Но, справедливости ради, стоит отметить, что доказать факт повлиявшей на решение фотографии или любого другого непрофессионального аспекта доказать практически невозможно.

Сейчас в России уже распространяется практика, когда менеджеры по персоналу во время собеседования спрашивают потенциальных сотрудников, какими социальными сетями они пользуются и можно ли получить адрес их аккаунта. Если работодатель получил подобное согласие, он должен интересоваться только той информацией, которая связана с профессиональными качествами кандидата. Но абсолютно ясно, что большая часть данных в социальных сетях относится к личной жизни человека, характеризует его личные качества, интересы, взгляды. Вряд ли такая информация может давать объективное представление о соискателях.

Что делать соискателю

Но если вы находитесь в поиске работы, то не забывайте о своем имидже: фотографии с алкогольными напитками, развлечения в ночных клубах не прибавят вам очков в глазах будущих руководителей.

Поскольку наше подразделение в аутсорсинговой компании отвечает за бизнес-направление по подбору персонала для клиентов, мы можем понять обе стороны – и работодателя, и соискателя. Для соискателей у нас есть несколько простых советов:

  • Помните, что всё, выложенное вами в интернет, может быть использовано против вас.

  • Обращайте внимание на свои хобби, статусы, группы, сообщества и т.д.

  • Оставайтесь самим собой, ведь именно так вы найдёте команду, с которой возможно взаимопонимание, столь необходимое для работы в дальнейшем.

Что делать рекрутеру

Руководителям и службе персонала мы рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:

  • При просмотре профиля потенциального кандидата в социальных сетях не забывайте о Законе и этике.

  • Учитывайте, что люди бывают разными на работе и за её стенами. Далеко не каждое непонятное нам хобби или фото может охарактеризовать уровень профессиональных навыков человека.

  • Если вы сомневаетесь в подлинности информации о потенциальном кандидате, стоит перепроверить эти данные через разные источники. Это касается как подозрительных, так и безупречных на вид соискателей.

  • Принимая окончательное решение, больше внимания уделяйте не фото и другим конспирологическим версиям, а рекомендациям, полученным устно от бывших руководителей и коллег.

Грань между реальной жизнью и жизнью в сети становится всё тоньше. И хотя в настоящее время более половины российских компаний не используют возможности социальных сетей в своих интересах, тенденция подобной «проверки» кандидатов будет только усиливаться с каждым годом.

Дмитрий Ларин, руководитель бизнес-направления «Подбор персонала» аутсорсинговой компании Интеркомп, специально для RJob

Дмитрий Ларин

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!



Интересно:

Планёрка - "тихий час" или шаг к успеху? 
Менеджеры, перестаньте делать это! 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0