Профориентация в школе: «кем быть» или «куда поступать»?

Ситуация на рынке труда усложняется, технологии подбора персонала становятся всё более изощрёнными, конкуренция среди соискателей усиливается. Будут ли готовы современные школьники к жёстким правилам игры под названием «карьера», или они, кроме доты, ничего не воспринимают? Наряду с выбором будущей профессии, учат ли в школе, как написать резюме, как пройти собеседование, как защитить свои трудовые права? Готовят ли там будущих бизнесменов и лидеров?
Профориентация в школе: «кем быть» или «куда поступать»?

Учат в школе

Российская школа живёт в эпоху перемен. Какой она будет в ближайшие годы и как станут учиться наши дети через несколько лет - зависит во многом от нас. Не секрет, что многие реформы вызывают у родителей настороженность: сможет ли нынешнее поколение детей научиться учиться так, чтобы найти себе подходящую профессию, развить таланты, не потеряться в крайне сложном мире современного трудоустройства?

Нынешняя образовательная система очень рано пробуждает интерес в самых разных профессиональных областях. Постепенное сокращение общего количества предметов и ориентация на сдачу Государственной итоговой аттестации в девятых и Единого государственного экзамена в одиннадцатых классах приводит к существенной специализации (в том числе и при выборе будущей профессии), так что место целой профессиональной области занимает иногда узкая специальность. Действительно, собираясь стать математиком, ученик будет сдавать профильные экзамены по алгебре и геометрии. Именно поэтому еще недавно традиционный вопрос выпускнику школы «куда вы хотите поступать?» всё чаще заменяется новым: «кем вы хотите быть?»

Отсюда переизбыток на профессиональном рынке экономистов и юристов– специальностей, потребующих в дальнейшем переквалификации, а значит, дополнительных затрат времени, денег и сил. Разумеется, не все выпускники, к примеру, исторического факультета станут историками — это проблема профильного образования вообще — но они получат базовый набор знаний, умений и навыков, который поможет лучше ориентироваться в профессиональном мире. 

Собеседование за школьной партой

Во многих школах сохраняется профориентация — иногда в старших классах, а иногда уже и в средних, но по желанию самих учащихся. В общем случае эти занятия проводят школьный психолог, который собирает на каждого ученика своего рода рабочее досье с информацией об успеваемости и поведении, с примерами работ и даже с резюме, а также представители центра занятости (возможно, из ВУЗов). Они моделируют ситуацию приёма на работу и показывают, на что обращает внимание работодатель и что надо иметь в виду соискателю. Такое моделирование очень полезно, и может помочь определиться с выбором профессии, так как подробное описание специальностей входит в занятия по профориентации.

Другой формой профориентации, во многом оптимальной для школьников, служит игра — причём речь идёт как о психологических играх, нацеленных на уточнение психограммы ребёнка, так и о простых, но действенных бизнес-тренингах, направленных на развитие определённых качеств и знакомящих с основами профессий.

Наконец, в достаточно редких случаях профориентация включает в себя и экскурсии в компании или на предприятия, вызвавшие среди школьников наибольший интерес.

Сама школьная работа по профориентации строится по плану, который включает в себя разные виды деятельности: учебную, производственно-трудовую (уборка территории, совместные уроки труда) и даже социальную (организация мероприятий, приуроченных к праздникам). Здесь есть опасность порочного круга: учителя слишком хорошо знают сильные и слабые стороны своих подопечных и обращают внимание именно на них, то же самое относится и к урокам - учащиеся в профильных классах дети уже заранее настроены на тот или иной вид профориентации, которая скорее подтверждает сложившийся интерес, чем выявляет новый.

Школьный профиль или семейная династия?

Часто можно слышать мнение о том, что семья в гораздо большей степени, чем школа, воздействует на выбор будущей профессии. В этом есть своя правда: в самом деле, вряд ли школа может поспорить с семьёй в плане влияния на ребёнка, но базовая социализация, получаемая именно в школьных стенах, иногда позволяет учителям лучше видеть сильные и слабые профессиональные стороны детей. Однако большинство психологов -  и совершенно резонно - скажут, что ребенок сам должен сделать свой выбор. Только вот к чьему мнению он при этом прислушается? Скорее всего, оптимальным будет сочетание мнений как родителей, так и учителей: при совместных усилиях удастся выявить и личные качества, и профессиональные склонности. К сожалению, нынешняя система школьной профориентации работает в отрыве от учебного процесса, а профессиональные консультанты из служб занятости редко общаются с родителями напрямую. В итоге они не могут увидеть ученика в деле — за партой в классе.

Точник, естественник или гуманитарий

Другая отличительная черта нового школьного подхода к специализации - разделение на профильные классы. Но здесь есть свои особенности: с одной стороны, при приёме в класс (как правило, восьмой) учитываются наклонности ученика (математические, естественно-научные или гуманитарные), но, с другой стороны, часть школьников «доукомплектовывает» классы, в результате чего они волей-неволей должны становиться «точниками», «естественниками» или «гуманитариями». Опять-таки в нашей школе отсутствует чёткая привязка профильного класса к возможной будущей профессии. Иными словами, ученик специализированного класса ещё не знает, кем он будет работать (а порой — и куда поступать), получив профильную подготовку в школе.

Совет родителям

При выборе специализации необходимо учитывать прежде всего набор компетенций, которые получит ребёнок в школе. Здесь всё просто — чем их больше, тем лучше. Профориентация в школе имеет смысл только тогда, когда представляет ученикам предельно широкий спектр возможных профессий, знакомит их с рынком труда. Верно и обратное: главный недостаток ранней специализации в том, что она резко сужает выбор — причём как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей.

© Владимир Максаков, RJob

Владимир Максаков, Rjob.ru

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!



Интересно:

Как заставить себя работать: 4 способа обмануть свой мозг 
Школа HR: как погасить сложные конфликты 

Вакансии по теме:

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0