Профессия: юнга

При слове «юнга» большинство представляет ловкого мальчишку, бегающего по палубе корабля. А кто-то, наверное, вспоминает героев Жюля Верна. Действительно, юнга – это молодой матрос, а слово произошло одновременно от немецкого Junge, что значит «мальчик», и нидерландского jonge, то есть «молодой». Rjob выяснил, существуют ли сейчас юнги и как сделать мореплавание своей профессией.
Профессия: юнга

Как появилась профессия юнги

С момента появления торговых и военных морских судов на борт просились молодые мальчишки, которые хотели стать моряками. Самые ловкие и активные устраивались помощниками на корабли. До звания матроса они пока не дотягивали, но всегда были готовы помочь в пути, драили палубы и подносили снаряды в сражениях. Вскоре должность юнги была узаконена, и молодых ребят брали на борт уже официально. 

В России первая школа юнг, а именно «Кронштадтская школа юнг», была основана в 1704 году по приказу Петра Первого. Петр и сам начинал службу на море в должности каютного юнги, поэтому с радостью узаконил этот чин в русском флоте. Так началась системная профессиональная подготовка специалистов для русских кораблей. Юнги изучали не только морское дело, но и множество разных дисциплин: географию, физику, гуманитарные и технические предметы. Школа юнг в Кронштадте закрывалась и открывалась несколько раз. Окончательно она прекратила существование в 1917 году, после Октябрьской революции, но ее воспитанники стали известны во время Второй Мировой войны. Ее закончил, в частности, адмирал и Герой Советского Союза Иван Степанович Юмашев.

Школы юнг в СССР

Необходимость подготовки профессиональных кадров для военно-морского флота привела в 1940 году к открытию школы боцманов и юнг на острове Валаам на Ладожском озере. В этой школе обучали молодежь морскому делу и готовили матросов.

25 мая 1942 года адмирал флота СССР Н.Г.Кузнецов издал приказ об организации школы юнг на Соловецких островах. В школу принимали юношей в возрасте 15-16 лет, причем известны случаи приписки возраста. Поступавшие должны были закончить как минимум 6 классов и получить рекомендации ЦК ВЛКСМ. Школа существовала до октября 1945 года, затем соловецкие юнги были переведены в Кронштадт вместе со школой. Среди знаменитых выпускников Соловецкой школы – оперный певец Борис Штоколов и писатель Валентин Пикуль, поступивший в школу в 14-летнем возрасте и написавший автобиографическую повесть о жизни учеников Школы юнг – «Мальчики с бантиками».

Кроме школ, готовивших юнг для военной службы, были и учебные заведения гражданского флота. Это школы юнг Наркомата рыбной промышленности в г. Сортавала, Беломорско-онежского пароходства в Пиндушах и Тобольская.


Читайте также: Работа на круизных лайнерах: отдых или труд?


Юнги во время Великой Отечественной Войны

Студенты и выпускники школ юнг участвовали во многих военных операциях во время Великой Отечественной Войны. Гарнизон Валаама (то есть школа боцманов и юнг) в 1941 году участвовал в боях на «Невском пятачке». Из 200 курсантов выжили не больше 10. Именно тогда и был издан указ об основании Соловецкой школы юнг. 

Для юношей в 1942 году школа юнг стала официальной возможностью попасть на фронт до достижения 18-ти лет. После годового обучения курсантов отправляли воевать. В военные годы Соловецкая школа юнг выпустила больше 4000 специалистов, которые отправились на Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты и на корабли Амурской, Дунайской, Каспийской, Днепровской и Волжской флотилий. Семеро выпускников получили звания Героя Советского Союза. 

Как стать юнгой сегодня

Времена, когда мальчишка мог попроситься на корабль и стать юнгой, давно прошли. Закрылись и школы юнг. Сейчас мальчиков готовят к учебе в военно-морских вузах в Нахимовском военно-морском училище. После его окончания выпускника не возьмут служить во флот, но у него будет возможность поступить в профильное учебное заведение и продолжить готовиться к морской службе.

Но чтобы стать простым матросом, не обязательно учиться в военно-морских вузах. Достаточно окончить годичный курс мореходной школы. После выпуска можно устроиться работать на российское судно. Если есть желание ходить по всем морям, потребуется знание английского языка и опыт работы.

Что нужно уметь и каким быть

Для поступления в мореходную школу придется пройти медицинскую комиссию и психологический тест. Специфика работы в замкнутом пространстве предполагает стрессоустойчивость, способность к подчинению и принятию решений и бесконфликтность. Медкомиссию проходят все моряки каждый год и после окончания учебы. Море требует отменного здоровья, поэтому при любых проблемах выйти в рейс не получится.

Молодые матросы должны уметь плавать. Причем хорошо, в любую погоду и даже в шторм. Профессия требует высокой дисциплины и ответственности. Разные суда перевозят разные грузы. Некоторые могут быть опасны для окружающей среды и экипажа, поэтому все члены команды должны четко следовать инструкциям перевозки. Команда несет ответственность и за жизнь людей на пассажирских лайнерах, и за сохранность корабля и груза.

Кстати, английский язык признан международным во флоте, поэтому во всех морских учебных заведениях изучается углубленно. Для международных рейсов хорошее знание языка требуется от каждого члена экипажа.


Читайте также: Как работают на подводной лодке


Как современному юнге устроиться на работу

После окончания учебного заведения выпускник должен получить морское удостоверение личности. Можно обратиться в крюинговую компанию, которая подбирает кадры для судовладельцев. Молодым специалистам не стоит сразу ожидать длительных контрактов и международных рейсов. Обычно новичкам предлагают контракт на 9-10 месяцев. Чаще всего моряки заключают временные контракты и переходят с одного судна на другое, пока не получат достаточный опыт и не зарекомендуют себя как хорошего специалиста.

Особенности профессии

Каждый молодой моряк рано или поздно избавляется от романтических представлений о своей профессии. Нужно учитывать и плюсы, и минусы работы в море. Придется привыкнуть к ограниченному пространству, качке, высокому уровню шума, вибрации двигателей, запахам топлива, смене часовых поясов, жаре в машинном отделении и постоянно меняющейся погоде при работе на палубе, разлуке с семьей и близкими, ограниченному кругу общения. Обычно у тех, кто много времени проводит в море, меняется психология, и людям на берегу становится трудно понять моряков. 

Настоящие моряки живут морем и находят огромные плюсы в такой жизни. Молодым специалистам обычно требуется время, чтобы привыкнуть к таким особенностям. Именно поэтому они начинают с коротких рейсов. 


Читайте также: 5 лучших военных вузов Москвы и Петербурга


© Татьяна Кокусева, RJob

Татьяна Кокусева Rjob.jpg

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

7 обязательных качеств сотрудника сферы услуг 
7 способов работать меньше, но эффективнее 

Вакансии по теме:

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0