Профессия: тендер-менеджер

Профессия тендер-менеджера появилась сравнительно недавно – до сих пор нет даже профильного образования по этой специальности. Таисия Кеньк, коммерческий директор компании тендерного сопровождения «Дертен», рассказала Rjob, кто и как становится менеджером по тендерам и в чём заключаются особенности работы.

Профессия: тендер-менеджер
тендер-менеджер.jpg
Таисия Кеньк, коммерческий директор компании тендерного сопровождения «Дертен»

Специалист без образования

Тендер-менеджером нужно родиться, и знания передаются из поколения в поколение. Конечно, это шутка, но на самом деле до сих пор нет профильного образования для специалистов этой сферы. Только с этого года в Московском государственном областном университете запускают программу бакалавров по государственным и муниципальным закупкам. 

А пока тендерными специалистами чаще становятся юристы, инженеры, экономисты и т.д. Не так важно, какое было образование (исключение составляют профессии, оторванные от реальности устройства предприятий, например, творческие: дизайнеры, актёры и т.д.). Тем, кто учился на экономистов, например, на специальности «Государственное и муниципальное управление», разобраться будет проще, потому что им преподают основы закупочной деятельности и они больше понимают, как устроены закупки. Но на практике всё отличается от того, что преподают в вузе, поэтому и данное преимущество отпадает. 

Профессия без компетенций

Даже сама должность тендер-менеджера в разных компаниях включает в себя разные обязанности – где-то только работа с документами, а где-то и все переговорные моменты. А иногда тендерщики совмещают в себе менеджера по продажам, юриста, бухгалтера, логиста и выполняют обязанности иных служб. Одно знаю точно: человек, способный долго и качественно работать с большими объемами информации на компьютере, может стать менеджером по тендерам. Это самое главное, от чего стоит отталкиваться. Далее соотношение навыков может быть различным: коммуникация с людьми, презентация, организаторские способности – в зависимости от задач. Разница в работе на стороне заказчика или поставщика заключается в целях. В первом случае цель – сэкономить без потери в качестве, а во втором – заработать или обеспечить свою компанию работой.  

На курсах научат

Пока основная возможность освоить профессию – курсы. На большинстве из них дают очень много теории. Наше законодательство в сфере закупок весьма обширное и запутанное, поэтому только ему надо посвятить немало времени. Курсы и семинары от действующих участников тендеров редкость, но они есть. Чаще всего слушатели на такие курсы набираются по сарафанному радио. Чтобы оценить их качество, я бы посоветовала обращать внимание на реальный опыт спикера, и притом он должен быть актуальным. В сфере закупок изменения происходят часто, и они весьма серьёзные. 

Обучить студента или нанять спеца?

Сразу скажу, что оба варианта допустимы. В разных компаниях ситуации разные, и каждый по-своему решает задачи. Взять юриста или экономиста без опыта и выучить из него тендерного специалиста – хорошая задача для HR-менеджера, потому что ему потребуется оценить готовность человека к смене специальности, его надёжность. В первое время вложения в него будут серьёзные, и нельзя упускать их понапрасну. Риск очень большой. Такой вариант приемлем, если свой тендерный отдел уже работает, и есть желание его расширить. Тогда можно взять вчерашнего студента с образованием экономиста или юриста и развивать его. 

Но если тендерного отдела нет, то это рискованный вариант: человек не знает ни специфики отрасли, ни тендерного рынка, у него ещё нет должной лояльности к компании. Ух и «навыигрывает» он тендеров! А если после этого компания откажется от исполнения или нарушит условия контракта выигранного тендера, то зачастую это грозит не только включением в реестр недобросовестных поставщиков, но и вполне материальными пенями и штрафами.  

Важность знания отрасли и наличие навыков в тендерах я бы оценила 50 на 50. Именно поэтому мы в нашей компании по тендерному сопровождению плотно работаем с персоналом клиентов, если мы говорим о профессиональной игре в тендерах для компаний, где каждая деталь может повлиять на исход, а результат стратегически важен. 

Тендер-менеджер на фрилансе

Существуют универсальные тендер-менеджеры, которые могут работать практически в любой компании вне зависимости от специфики. Но такой специалист только поддерживает компанию на уровне определённых задач, и у него не будет времени развивать её. Фрилансер с тремя компаниями обычно не проявляет инициативу в разработке стратегии, а ждёт чётких задач. Может возникнуть и этический конфликт, если один специалист ведёт двух конкурентов.

Успешно совмещать работу на несколько компаний фрилансер может при условии железной дисциплины. Мне попадались несколько человек, которые достойно выполняли свою работу на фрилансе. Но, как и везде, без обратной стороны медали не обойтись – есть и шарлатаны. Конечно, заказчикам надёжнее передавать свою электронную подпись не конкретному человеку-фрилансеру, а компании, и заручиться договором об ответственном хранении. Там есть обязательства, и они крепче. Как минимум вся компания разом не заболеет, поэтому важный тендер заказчик не пропустит. 

Качества идеального менеджера по тендерам

Как ни странно, я скажу, что нужна гибкость. Больше гибкость ума – это качество и личное, и профессиональное. «А что будет, если мы…?» – важно, чтобы кандидат умел думать в этом направлении. Усидчивость, терпение и прочее – это больше отношу к мотивации человека. Если будет важно, то и усидчивость, и терпение специалист проявит.

Профессия тендерного специалиста точно не подойдёт людям, которые не умеют и не хотят трудиться. Причем я подразумеваю интеллектуальный труд. В этой работе можно найти для себя много интересного и развиваться в разных направлениях. 

Недостатки профессии не в «откатах»

Теоретически выиграть возможно любой тендер – подать жалобу в ФАС, потом вести юридические разбирательства и прочее. Но чаще заработок не оправдывает вложенных сил. Важно вовремя оценить ситуацию, чтобы не совершать бесполезных действий. Для специалиста по тендерам вряд ли может быть опасна его работа – он работает на руководителя предприятия, и все понимают, кто принимает основные решения. Сейчас не 1990-е годы.

А вот долгая работа за компьютером – это действительно существенный недостаток. Зрение беречь нужно усиленно.

Оклад, процент, гибкий график и «роботы-помощники»

В объявлениях о вакансии указывают разные системы оплаты работы тендер-менеджера. Где-то платят только оклад, где-то – ставку плюс процент с прибыли. Для работодателя выгоден первый вариант, для энергичного сотрудника – второй. Но так кажется только на первый взгляд. Будущему сотруднику стоит предварительно проанализировать сферу деятельности и специфику компании.

С графиком работы и нагрузкой у всех дела обстоят по-разному. Единственное, что объединяет всех тендерных специалистов – большое количество работы с документами. Но этим заниматься специалист может в удобное для себя время – днём или ночью. Задерживаться приходится, если не распределил своё время правильно или поздно нашёл нужный тендер, поздно вернули цены на товар. Тогда кровь из носу нужно срочно подать документы. 

С развитием технологий участвовать в тендерах, например, на другом конце страны стало гораздо проще – можно настроить удалённое подключение к рабочему месту. А на некоторых площадках даже предусмотрены «роботы», которые могут отыграть аукцион без вмешательства специалиста в любое время суток. Поэтому, хоть профессия тендер-менеджера ещё считается новой, но уже получила техническую поддержку.

© Мария Степанова, RJob

Степанова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Как работает монтажник  
Как читают ваше резюме 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0