Профессия: реставратор

Бойцы невидимого фронта, сражающиеся со следами времени, вандализма и неправильного хранения. Люди, которые знают состав клея времен Рубенса и лака времен Петра Первого. Реставратор из Сибири анонимно рассказал Rjob, чем он занимается, может ли реставратор подрабатывать и чего в этой профессии больше – детективного расследования или художественного творчества.
Профессия: реставратор

Чем занимается реставратор?

Зависит от профиля. Если кто-то говорит, что он прекрасный реставратор «всего» – то он или гений, или дилетант, или реставратор из глубинки. Есть реставраторы музыкальных инструментов, книг, архитектуры; есть узкие специализации – станковая живопись, графика, темперная живопись, керамика, текстиль… Я занимаюсь мебелью. В идеале, реставратор должен заниматься только своей темой, так работают в Москве и Санкт-Петербурге, где специалистов много. В небольших городах музеи испытывают нехватку реставраторов, поэтому нужно уметь все. Но даже «универсал» все равно будет упоминать свою специальность.

Реставрация – это исследование предмета, его истории, материала, принципов повреждения, и только потом – приведение его в надлежащий вид. Поэтому хороший реставратор не только техник, но и ученый.

Какое образование нужно, чтобы быть реставратором?

Профильное высшее образование имеют далеко не все. Потому что таких вузов или факультетов очень мало. Как правило, у людей за плечами худграф или искусствоведение, а затем – специализированная стажировка или курсы. В крайнем, случае, реставрационная практика.

Реставраторы, особенно музейные, должны постоянно самообразовываться: стажировки, конференции, школы мастерства. Я, например, ездил на стажировку в Италию.

Что еще нужно реставратору?

Терпение. Это только в кино проводят ваткой по картине, а оттуда – хлоп – «Мона Лиза»! Работать можно и не один год, по чуть-чуть, аккуратно снимая слои, подбирая краски, пигменты… 

Логика, тактический и стратегический тип мышления. Хороший реставратор, прежде, чем приступить к работе, представляет, как он будет действовать и что использовать. Иногда что-то идет не так, но это тоже нужно предугадывать.

Кому не стоит заниматься реставрацией?

  • Аллергикам: приходится работать с пылью, реактивами, органическими соединениями. 
  • Тем, кто хочет возвыситься за счет «близости с великими». Мол, я реставрировал картину Рубенса! Идеальный реставратор делает так, чтобы его вклад в конечный продукт не был заметен.
  • Тем, кто думает, что это «а-ля Индиана Джонс» – легким движением руки в занюханной дощечке обнаруживается средневековая икона невероятной ценности. Такое бывает… но очень редко. И в европейских музеях.
  • Непризнанным гениям – ни в коем случае! Со мной вместе училась девочка, у которой было «свое видение» и которая пыталась внести «свою личность» в реставрируемый предмет. Она так и не стала реставратором – после того, как испортила один из предметов, получила «волчий билет».

Как устроиться на работу реставратором?

Мало показать «корочку», нужно, чтобы вас кто-то знал, мог поручиться. Если вы учитесь в реставрационном отделении или проходите обучение у аттестованного специалиста, то у вас будет практика, даже самая простая – например, натягивать холсты на подрамники. К вашим учителям потом и будут обращаться с вопросом, кто вы такой.

Может ли музейный реставратор подрабатывать, беря коммерческие заказы? 

Если это совпадает с его специализацией, есть время и силы, личная мастерская или заказчик предоставляет место и инструменты. Но слишком много «если». Я пару раз помогал друзьям, но быстро понял, что совмещать очень сложно. И это в нашем небольшом музее, что же тогда говорить о столичных?

Где лучше работать – в музее или в реставрационной мастерской?

Работа реставратором в музее – это, конечно, интересно. Некоторые мои знакомые коммерческие реставраторы мечтают устроиться в музей: атмосфера истории, значимость предмета, кропотливая и ответственная работа… Но меня пугает ответственность. И к моему счастью, в нашем музее нет экспонатов, имеющих особую культурную и художественную ценность, а вот в Эрмитаже или Третьяковке я бы вообще работать не смог. Хотя я неплохой практик. 

В реставрационной мастерской, куда обычные люди сдают семейные реликвии или предметы быта, как-то попроще. Не давит груз уникальности экспоната, фатальности ошибки. Коммерческие реставраторы имеют дело с предметами массового производства, пусть даже и старыми, и ценными. Там не нужно тщательно соблюдать изначальную технологию (например, идентичный клей). 

Кроме того, в музеях часто требуется, чтобы поврежденные временем экспонаты так и выглядели поврежденными (никто же не приделывает Венере Милосской руки), а в коммерческой реставрации нужно воссоздать предмет полностью, но чтобы при этом не были заметны «стыки». Мне это больше по нраву, больше возможности для творчества, для возможности что-то реально сделать.

У меня есть друг, он тоже работает в провинциальном музее. Вот он никогда его не оставит, даже не переедет в столицу, хотя его несколько раз звали туда. Он занимается тканями, консультирует театральных художников по костюмам, хочет поступать в аспирантуру, чтобы написать диссертацию. Он фанат своей работы. Это – настоящий музейный реставратор.

Сколько получает реставратор?

В провинциальном музее начинающий – около 15 тысяч рублей, опытный – около 30 тысяч; в столичном – 35-50 тысяч. В коммерческой реставрации всё зависит от сложности, некоторые мои знакомые только за один заказ могли получить 20 тысяч рублей, но и повозиться приходилось долго. Говорят, что в столице антикварные салоны платят и по 50-70 тысяч рублей, но не могу утверждать. Кстати, материалы обычно закупает заказчик, а они могут быть очень дорогими.

Какие плюсы у работы реставратором?

Во-первых, это интересно: смесь детективного расследования и самостоятельного творения. Несмотря на то, что я занимаюсь мебелью, меня всегда восхищало, как работают реставраторы живописи, икон и фресок. Надо сделать рентгеновский снимок, снимок в ультрафиолете – чтобы увидеть, что под красочным слоем; потом снять излишние наслоения и дойти до авторской работы; тонировать и грунтовать… И при этом соблюдать исходную технику! Тонкая, поистине хирургическая работа.

Во-вторых, ты видишь результат воочию. И можешь показать его другим.

Если же говорить о коммерческой реставрации, то ты понимаешь, что люди будут пользоваться плодами твоего труда. Что ты смог придать рухляди первозданный вид. Это очень круто.

Кроме того, сейчас мода на винтаж, люди кинулись скупать антиквариат или облагораживать бабушкино наследство – хорошая пора для коммерческих реставраторов.

А минусы?

У музейных реставраторов – наверное, зарплата. 

Если же в общем, то это профессия, где нужно искренне любить свое дело. Случайным людям в ней очень сложно. Я, например, случайный человек для музейной реставрации – мне в ней скучно и немного страшно. Поэтому и я перехожу в коммерческую. Может быть, я со временем и пожалею, что покинул музей.

Что вы можете посоветовать тем, кто хочет заниматься реставрацией?

Это профессия имеет романтический флер. Постарайтесь не поддаться ему, а трезво подумать: вы правда хотите этим заниматься? Не работать с Рубенсом, Челлини или Фаберже, а реставрировать работы малоизвестных художников или мебель XVIII века? Быть готовым к тому, что на вашей работе не будет бронзовой таблички «Эту картину спас Вася Иванов от забвения»? Если да – то добро пожаловать! Если нет, то в мире много других не менее романтических профессий. Спасите экспонаты от себя.

© Елена Щетинина, RJob

Елена Щетинина Rjob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Любовь к боссу: как не потерять сердце и работу 
Фриланс: 5 типичных ошибок новичков 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 2

Ирина
Ирина
Я как-то видела вакансию реставратора в музей... Тогда показалось очень скучно. А потом случайно попала в эту среду - друг появился реставратор масляных картин и икон, у него друзья реставраторы мебели. Жалела, что раньше не попробовала этим заниматься, но, наверное, всему свое время.
25.08.2018 17:32:14
Оксана
Оксана
Как по мне, так в работе рестовратором нет минусов. У каждого, конечно, свое мнение, но я за 4 года работы их не обнаружила. Возможно, все дело в том, что мне это очень нравится. Повезло найти свободную вакансию в реставрационном центре. Сразу отправила туда резюме и через несколько дней мне перезвонили. Сначала практиковалась, а потом уже и сама начала брать "заказы" посерьезнее.
26.07.2018 20:09:09