Профессия: конфликтолог

Чем занимается конфликтолог и что требуется от тех, кто хочет посвятить жизнь урегулированию чужих споров? Об этом Rjob рассказала Марина Фомина, консультант по профессиональной диагностике и управлению конфликтами, конфликтолог-эксперт и бизнес-тренер.
Профессия: конфликтолог
Марина Фомина конфликтолог.jpg
Марина Фомина, консультант по профессиональной диагностике и управлению конфликтами, конфликтолог-эксперт, бизнес-тренер

Управление конфликтами и их психологическое сопровождение стало одним из актуальных направлений социологии и бизнес-психологии. И это не удивительно, поскольку управление любым социальным или бизнес-процессом, так или иначе, сводится к управлению людьми, взаимодействию с партнерами и контракту с самим собой.

Конфликт зарождается там, где сталкиваются интересы, амбиции и желания разных людей: руководителей, партнеров, подчиненных. Это может быть столкновение не только интересов отдельных личностей, но и организаций, социальных групп и даже государств.

История знает случаи, когда конфликт в одночасье разрушал отношения и сводил к нулю результаты многолетней работы. Но он может стать и революционным прорывом, переносящим на следующий уровень развития. 

Чем занимается конфликтолог?

Есть несколько вариантов этой профессии. 

Во-первых, академический конфликтолог – теоретик, занимающийся изучением понятия конфликта, его сути, исследующий его проявления и влияние на жизнь общества. 

Во-вторых, конфликтолог-практик – человек, чьи компетенции позволяют ему эффективно управлять процессом конфликта. Этот специалист способен справиться с любыми типами конфликтов: от межличностных до социальных и политических.

Также конфликтолог часто выполняет роль посредника между вступившими в противоборство сторонами. Это некий дипломат, который, учитывая интересы каждой стороны, способен урегулировать конфликт и вывести стороны к его разрешению. 

Какое нужно образование для этого?

Конфликтология – молодая наука. Это междисциплинарная область знаний. И сейчас уже невозможно сказать, какая из наук послужила отправной точкой для формирования этой отрасли.

Считается, что конфликтология возникла на стыке социологии, психологии и политологии. Сейчас в вузах есть отдельная специальность – конфликтология. И в разных учебных заведениях этих специалистов готовят на разных факультетах: управления, психологии, социологии. Поскольку наука молодая и междисциплинарная, то и жестких правил здесь нет.

Можно ли перепрофилироваться на конфликтолога и из какой специальности это легче всего сделать?

В конфликтологию можно прийти из социологии, политологии, психологии, юриспруденции, педагогики, менеджмента.

Но из какой бы области человек ни пришел, его специализация будет связана с его базовой специальностью.

Например, социолог после переподготовки с высокой долей вероятности будет заниматься социальными конфликтами, изучать и организовывать социальные взаимодействия между людьми.

Юрист найдет себя в урегулировании правовых вопросов, досудебном решении споров, медиации.

Психолог продолжит работать с людьми и сфокусируется на межличностных и внутриличностных конфликтах, их влиянии на психику человека и способах корректировки.

Управленец пойдет в HR-сектор и будет урегулировать конфликты, возникающие в организациях на различных уровнях управления.

Какими чертами характера и умениями должен обладать конфликтолог и что ему будет мешать?

Отмечу некоторые качества, необходимые конфликтологу: 

  • Стрессоустойчивость. Это важно, поскольку конфликты часто сопровождаются повышенной энергией обеих сторон, негативными эмоциями, которые очень заразительны. В борьбе за свои интересы стороны часто давят не только друг на друга, но и на посредника. Поэтому конфликтолог должен быть стойким.
  • Знание особенностей и закономерностей конфликта. В различных видах конфликтов всегда есть ключевые точки, по которым он протекает и, воздействуя на них, можно урегулировать конфликт. Хороший конфликтолог способен прогнозировать развитие событий и быть проактивным.
  • Системное мышление. Конфликт – это система. А система не равна сумме ее элементов. Здесь важно понимать закономерности функционирования систем, взаимосвязей ее элементов, уметь анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
  • Навыки наблюдения и слушания. Хороший специалист способен отслеживать одновременно большое количество каналов поступления информации: то, что он видит, слышит, чувствует. 
  • Навыки ведения переговоров. Он должен точно, быстро и емко формулировать и доносить свои мысли, держа в фокусе внимания конечную цель взаимодействия. Эти навыки успешно тренируются, но не за один день. 

А вот излишняя эмпатия, наоборот, скорее помешает работе. Важно не «проваливаться» в чужую конфликтную ситуацию, не становиться на чью-либо сторону. Умение смотреть на ситуацию с позиции уверенного компетентного наблюдателя и фокусироваться на конечной цели – это самый лучший вариант.

conflict-resolution-2.jpg

Какие существуют мифы о работе конфликтолога?

Главный миф – конфликтолог должен при любых обстоятельствах избегать конфликтов. Это очень распространенные мнение: «Ты ж конфликтолог!». Однако, хорошие конфликтологи знают, что конфликт – это мощный инструмент, с помощью которого можно вывести ситуацию на новый уровень развития. И порой конфликт – это единственный способ сделать это.

На самом деле, конфликтолог должен уметь управлять конфликтом. И это не только ограничения, контроль и урегулирование конфликта во что бы то ни стало. Хороший конфликтолог, зная принципы течения конфликтов и обладая системным мышлением, понимает, что конфликт играет важную роль, и бывают ситуации, когда он не только вреден, но и полезен. Специалист способен запустить управляемый конфликт там, где это необходимо.

Еще одно заблуждение – для успешного управления конфликтом необходимо знать классификацию конфликтов и типологию людей. Эта идея поддерживается академическими конфликтологами, которые погружены в исследование процесса. Вот ты знаешь 25 видов конфликтов и 16 типов личностей, и что? Знание процесса не равно умению управлять этим процессом. Когда автомобиль заносит на скользкой дороге, вряд ли водитель будет вспомнить виды гололеда. Ему в этой ситуации понадобятся навыки, доведенные до автоматизма, и умение видеть ключевые точки.

Разумеется, теория конфликта необходима! Но не для самого факта ее изучения, а для формирования эффективных поведенческих стратегий, направленных на внедрение в жизнь современного общества.

Где чаще всего требуются конфликтологи?

Кризис – время, когда напряжение в компании усиливается, а сотрудники становятся нервными и беспокойными. Обостряется борьба за ресурсы, клиентов, бюджеты. Скрытые конфликты в коллективе переходят в активную стадию и начинают проявляться.

Поэтому конфликтологи востребованы практически во всех областях, где есть люди и где сталкиваются их интересы: в менеджменте, юриспруденции, дипломатии, коммерческой деятельности, социальных учреждениях.

Всё больше интереса это направление вызывает на государственной службе и в силовых структурах. 

Лично я вижу перспективы внедрения конфликтологии в педагогику. Сама идея формирования успешных поведенческих стратегий и культуры управления конфликтом в подрастающем поколении имеет большое будущее.

Хороший конфликтолог способен вести и свою частную практику, и специализация этой практики может быть весьма разнообразна.

© Елена Щетинина, RJob

Елена Щетинина Rjob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Как работает финансовый консультант 
Работодатели Подмосковья: завод Rockwool в Балашихе 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0