Профессия: капельдинер

Для кого-то театр - оплот искусства, для кого-то - место, в котором можно расслабиться. Кто-то ищет в нем соприкосновения с элитарной культурой, кто-то приходит, чтобы просто развлечься. И всех этих людей встречают на входе в зал наши сегодняшние герои – капельдинеры.
Профессия: капельдинер
Мария капельдинер Михайловского театра
Мария, капельдинер Михайловского театра

Капельдинер - от немецкого Kapelldiener, служащий капеллы, проще говоря, контролёр-билетёр. 

Почти два театральных сезона я работала в Михайловском театре Санкт-Петербурга и могу рассказать о специфике работы именно в этом театре. 

Попала туда, едва закончив школу и поступив в вуз. И мне казалось, что я попала в иной мир. Вокруг было много новых людей, таких красивых, интересных, увлечённых, творческих. А на сцене каждый вечер случалось истинное чудо. 

Капельдинер приходит на работу за два часа до начала спектакля. В течение часа нужно привести себя в порядок: переодеться, девушкам - аккуратно собрать волосы и нанести лёгкий макияж. Девушки работают в специально сшитых костюмах: в белой блузке, пиджаке и юбке. Обязательны туфли на невысоком каблуке. Молодые люди работают в классических черных костюмах. 

В течение этого же часа необходимо получить у администратора программки и скомплектовать их - вложить либретто спектакля и состав исполнителей в обложку. За пятнадцать минут до «пуска» проводится планёрка, где администраторы театра рассказывают о заменах в составе исполнителей спектакля, ожидать ли особых гостей и о прочих рабочих моментах.

За час до спектакля начинается «пуск». Это время, когда двери театра открываются для зрителей. Капельдинеры проверяют билеты, отрывают «контрольки» и помогают зрителям сориентироваться в театре, найти свои места.

Во время спектакля капельдинер следит за порядком в зале. Например, запрещена фото- и видеосъемка, использование мобильных телефонов. Билетеры, находящиеся в зале, по рации передают коллегам информацию о том, кто из зрителей был замечен за подобными занятиями, и что необходимо подойти к нарушителю порядка и вежливо попросить его этого не делать. 

По правилам посещения театра вход в зал после третьего звонка запрещён. Потому что шум и суета в зале во время спектакля мешают и оркестру, и артистам, и другим зрителям. В начале спектакля капельдинеры встречают опоздавших и объясняют, почему войти в зал в настоящий момент невозможно, и предлагают пройти в ресторан на прямую трансляцию спектакля или временно занять места на верхних ярусах до антракта. Естественно, чаще всего на это реагируют негативно, поток отрицательных эмоций льётся на капельдинера, но нужно быть максимально вежливым и тактичным. 

В антракте капельдинеры тоже следят за порядком в зале: чтобы зрители не ели в зале (и не распивали коньяк из фляжек), не садились на бортик (опасно) и ничего на него не клали. Однажды с бортика упала стеклянная бутылка с водой и разбила барабаны в оркестровой яме стоимостью в несколько тысяч евро. В антракте капельдинеры отвечают на вопросы зрителей о театре, репертуаре, спектаклях и артистах. Вопросы могут быть самые разные: от года открытия театра, имени архитектора до бестактных расспросов о личной жизни артистов.

Михайловский театр
Михайловский театр в Санкт-Петербурге

Рабочий день капельдинера заканчивается, когда уйдёт последний зритель из его зоны и билетёр проверит, всё ли в порядке, нет ли забытых вещей. 

В Михайловском театре цветы артистам на сцену и в гримерки тоже относят капельдинеры. Они же иногда встречают и провожают особых гостей. 

Капельдинерами обычно работают студенты и чаще всего девушки. Эту работу можно совмещать с дневной формой обучения в вузе, так как спектакли, в основном, вечером. Зарплата капельдинера зависит от количества смен, но в целом составляет около 20 тысяч рублей.

Пока я работала на этой должности, мне удалось посмотреть все спектакли из тогдашнего репертуара театра. Конечно, не сразу и часто отрывками, ведь, находясь в зале, прежде всего нужно следить за нарушителями правил, а потом уже за действием на сцене.

Основной минус работы - стресс. Ведь капельдинер - лицо, представляющее театр. И возможный негатив льётся именно на билетёра, будь то неудобное место, с которого плохо видно, или шумящие в соседней ложе дети. Приходится слушать, стараться найти решение конфликтной ситуации, создать все условия, чтобы зрителям было комфортно. Это требует и терпения, и выдержки, и в какой-то степени дипломатического таланта. 

Капельдинер - работа не для всех. Если вы плохо переносите классическую музыку, не советую даже идти на собеседование. Однако, если искусство вам хотя бы немного близко, если вы не боитесь общаться с людьми, вам это понравится так же, как нравилось мне. И, кажется, в музыкальный театр я теперь влюблена на всю жизнь.


«Появилась тенденция - брать на работу молодых»

Кристина Токарева, капельдинер Михайловского театра
Кристина Токарева
капельдинер Михайловского театра

Я работала в БДТ и в Михайловском театре. Работа интересна для тех, кто любит театр и получает кайф от общения с людьми. 

У капельдинеров есть возможность смотреть спектакли, брать билеты для своих близких за очень приемлемые деньги. Так же любопытно изучать «внутреннюю жизнь» театра, общаться с великими актерами или танцовщиками балета. 

Сейчас появилась тенденция - брать на работу молоденьких девочек, «музейных» бабушек почти не осталось. Капельдинеру необходимо многое знать о театре – мы же общаемся со зрителями. 

Работа в театре лично меня радовала еще и тем, что ты стоишь в красивом месте, в красивой форме и общаешься с людьми, которые знают, зачем они сюда пришли. 

Кому не стоит работать? Человеку без интереса и любви к театру, кто не умеет общаться, слабохарактерным людям и, как мне кажется, завистливым, ведь вокруг всегда нарядные зрители с красивыми спутниками.

«Раньше я была капельдинером, сейчас – администратор»

Виктория Архирейская капельдинер Михайловского театра
Виктория Архирейская
капельдинер Михайловского театра

Работа капельдинера - это работа на ногах, и скорее подходит для студентов.

Раньше я была капельдинером, сейчас – администратор. 

В Михайловском театре общение между капельдинерами и администраторами происходит по рации. С началом спектакля партер закрывается, зрителей, которые опоздали, капельдинеры должны рассадить на свободные места выше. Как раз это и выясняется по рации.

«Не узнали Рэйфа Файнса»

Александра капельдинер Михайловского театра
Александра
капельдинер Михайловского театра

Помню одну забавную ситуацию. У нас пятиминутка (небольшое собрание перед работой), мы все собрались, стоим, ждем, а вокруг нас крутится какой-то бородатый мужик. Никто не знает, кто он, что ему нужно, и не обращает на него внимания. А потом оказалось, что это был Рэйф Файнс (большинству зрителей он известен по роли Волан-де-Морта в «Гарри Поттере» и по фильму «Английский пациент»). В тот момент его никто не узнал…

Когда я только пришла в театр, была очень зажатой и неуверенной в себе. А театр - это постоянный контакт с посторонними людьми и к каждому нужно найти свой подход, поэтому волей-неволей становишься общительным и открытым человеком, который к тому же должен уметь разрешать различные конфликтные ситуации. 

Благодаря этой работе ты приобретаешь навыки общения с очень разными людьми: и с адекватными, и с полными психами, с милыми интеллигентами, которые хотят знать о театре всё, и со знаменитостями. 

Ну и, конечно же, театр помогает завести друзей и полезные связи.

© Никита Бессарабов, RJob

Никита Бессарабов, Rjob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Как работает проводник поезда в РЖД 
5 способов мотивации сотрудников на рутинную работу 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0