Отзывы о работодателях: правда и вымысел

Перед отправкой резюме соискатели всё чаще заглядывают в интернет – ищут информацию о работодателе. Если отзывы от клиентов и экс-сотрудников положительные, можно смело предлагать свою кандидатуру. А если организация находится в «чёрном списке»? Для многих это сигнал к отступлению. Rjob выяснил, почему иногда стоит игнорировать негативные комментарии о работодателях и как отличать заказные отзывы от настоящих.

Отзывы о работодателях: правда и вымысел

Сайты-отзовики

Рravogolosa.net, gnevnaroda.org, otzyv.ru, orabote.top – лишь немногие ресурсы, на которых можно найти информацию о компании в целом и о руководителе в частности. Несомненно, цель создания этих сайтов благая – уберечь доверчивых граждан от сомнительных работодателей. Но и здесь есть подводные камни. 

«Соискатели многого не знают про работу сайтов-отзовиков. Схема следующая – на сайте работодателя собирается информация о компании и её работниках, далее в однотипный шаблон вставляются фамилия, имя, отчество сотрудника компании. То есть вы можете найти в интернете аналогичный отзыв, но только с другими ФИО. Получается, отзывы на таком ресурсе – это чей-то коммерческий проект», – комментирует Наталья Жарова, директор по персоналу V.I.G.Trans.

Эксперт отмечает, что так функционируют не все сайты-отзовики, есть и качественные ресурсы с объективными рейтингами. Жаль только, что непосвящённый пользователь с трудом может отличить правду от вымысла.

Кто пишет отзывы

Итак, теперь мы знаем, что некоторые отзывы о компаниях имеют коммерческую подоплёку. И, по словам Светланы Белодед, руководителя департамента по работе с персоналом QBF, удалить клеветнический отзыв с сайта, форума или группы в соцсети, где он был размещён, не всегда возможно, даже если на то есть постановление суда. 

Другая категория отзывов – субъективная оценка бывших сотрудников компании, которым по каким-то причинам не удалось надолго там задержаться. 

Анастасия Самсонова, HR-менеджер Федеральной торговой сети, делится довольно распространённым случаем из практики: работник не прошёл испытательный срок, был уволен, после чего начал на каждом шагу поливать грязью неугодного работодателя. 

Такую эмоциональную критику вряд ли стоит воспринимать серьёзно. Ведь обида мешает дать справедливую оценку ситуации.

«Очень здорово, что сотрудники оставляют отзывы и делают нашу работу лучше. Но как показывает практика, если у человека всё отлично, то он не пишет отзывы (ни положительные, ни отрицательные). А вот сотрудники, которых что-то не устроило, будут распространять негативную информацию. И вряд ли кто-то, читая подобные отзывы, начнёт разбираться в причинах и искать виноватого, проще всего поверить и пожалеть того, кто решил, что с ним обошлись несправедливо», – добавляет Наталья Жарова, директор по персоналу V.I.G.Trans.

Часто в Сети можно встретить массу хвалебных отзывов о той или иной фирме. Они настораживают не меньше, чем критика, ведь в большинстве случаев компанию превозносят её же представители, то есть заинтересованные лица.

«Какие-то отзывы действительно пишут сами компании, какие-то – бывшие работники. Рекомендую обратить внимание именно на негативные комментарии, но не поддаваться панике, так как люди на эмоциях явно преувеличивают. Больше доверия вызывают те компании, которые отвечают на отзывы. И чаще всего такие сообщения остаются без ответа со стороны агрессоров. Я советую опасаться компаний, про которых отзывов нет вообще: либо отзывы удалили, либо это действительно идеальное место для работы», – делится мнением Ксения Корнилаева, руководитель отдела маркетинга «ПКП Ресурс».

Кто читает отзывы

Редкий из нас не соблазнится возможностью проштудировать интернет в поисках идеальных и не очень работодателей. Исследование Ассоциации экспертов системного менеджмента «МихиКо» показало, что в Москве более половины соискателей перед собеседованием читают «чёрный список» организаций и доверяют ему гораздо больше, чем официальной информации на сайте компании.

«Процент соискателей, изучающих негативный бэкграунд потенциального работодателя, практически не зависит от их профессионального уровня. Он почти одинаков у уборщиц, курьеров и финансовых директоров с главными бухгалтерами. Резко выбились из статистики только специалисты в сфере безопасности, у них этот показатель близок к 90%, что вполне объяснимо», – подчёркивает Евгений Михайленко, генеральный директор Ассоциации экспертов системного менеджмента «МихиКо».

Доверяй, но проверяй!

Как же отличить заказной или необъективный отзыв от объективной критики? В первую очередь отсеивайте комментарии, которые:

  • написаны будто по шаблону;
  • содержат ненормативную лексику;
  • чересчур эмоциональны;
  • не подкреплены аргументами;
  • отправлены анонимно.

Светлана Белодед, руководитель департамента по работе с персоналом QBF, советует тщательно анализировать информацию в Сети: «Допустим, вы нашли пару отрицательных отзывов о компании и три-четыре положительных. Стоит подумать о том, что их объединяет, и, скорее всего, вам откроется истинное положение дел в коллективе».

Эксперт считает, что несколько нелестных суждений о компании – не повод для отказа от сотрудничества с ней. 

«Когда-то я устраивалась на работу в организацию, о которой были негативные отклики в интернете. Я прошла все этапы собеседования, но, начитавшись отзывов, отказалась заключать трудовой договор. Когда работодатель спросил о причинах моей нерешительности, честно обо всём рассказала. Тогда он предложил выйти на работу на три дня, лично познакомиться с сотрудниками, оценить атмосферу, подумать, комфортно ли мне в коллективе. «Если вам у нас не понравится, вы сможете уйти», – заверили меня. Я так и поступила, и вскоре поняла, что в компании меня всё устраивает», – делится опытом Светлана Белодед.

Менее оптимистичную историю поведала Анастасия Самсонова, HR- менеджер: «Моя знакомая после удачно пройденного собеседования отказалась от должности, так как прочитала плохие отзывы о работодателе. Спустя полгода она узнала, что её подруга устроилась в эту организацию и вполне довольна условиями труда. Стоит ли говорить, что моя знакомая пожалела о сделанном когда-то выборе?»

Елена Яхонтова, профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХИГС, советует не полениться и проверить обоснованность отрицательных отзывов о работодателе. Один из вариантов – воспользоваться «сарафанным радио». 

«Конечно, на 100% доверять информации в интернете нельзя, там есть определенная толика недостоверных данных. Но всё-таки в большинстве случаев работники делятся своим опытом и знаниями о том, как обстоят дела в компании, как она относится к своему персоналу. Эту информацию стоит изучать и учитывать при принятии решений как соискателям, так и работодателям», – подводит итог Елена Яхонтова.

Вывод – читайте отзывы о работодателе в интернете вдумчиво. Анализируйте трудовой опыт своих предшественников, но при этом не забывайте составлять собственное мнение. Ведь блюдо, которое многие считают солёным, именно вам может показаться сладким.

© Алла Панасенко, RJob

Алла Панасенко, корреспондент портала RJob.ru

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Работа в Подмосковье: Многофункциональные банковские офисы 
Что читать: 3 книги для молодого руководителя 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0