Новая работа: как выжить и стать своим в коллективе

Вы устроились на работу? Отлично! Но не расслабляйтесь. Способность влиться в команду и адаптироваться к новым условиям – необходимый навык в период сокращений и экономического кризиса. Согласно опросам, около 46% новичков терпят неудачу во время испытательного срока и первого года работы. Rjob узнал, как не оказаться в их числе.
Новая работа: как выжить и стать своим в коллективе

Первые шаги

Прежде всего, разберитесь, что от вас требуется: какие обязанности и результат. Часто бывает так, что не всё указано в должностной инструкции.

Задавайте вопросы коллегам, если чего-то не знаете, и делайте пометки, чтобы не переспрашивать одно и то же по сто раз.

Узнайте, кто ваш непосредственный начальник, кто его помощник, как взаимодействуют разные департаменты между собой. И не бойтесь просить и давать обратную связь. Один из самых важных моментов -слушать то, что говорят окружающие, учиться у них. А шефа можно откровенно спросить: «Всё ли хорошо? Как я могу лучше выполнять свою работу?» Будьте готовы к критике, не стоит этого бояться. Проявите себя как уверенного в себе человека, готового к общению.

Выясните, какой режим работы принят на новом месте. Где-то долго раскачиваются, где-то наоборот хорошим тоном считается прийти раньше, где-то опоздания недопустимы, а где-то начало дня может быть и в 12 часов, главное, чтобы работа была сделана в срок. В любом случае, поначалу лучше приходить чуть раньше.

Тоже самое касается и коммуникации: в некоторых компаниях сотрудники общаются по skype или через facebook, где-то мессенджеры и социальные сети запрещены, а попытка их использовать расценивается как саботаж. В других местах, чтобы решить вопрос, проще подойти к человеку напрямую и поговорить, чем рассылать электронные письма.

Как пережить первый день

Менеджер по персоналу Консалтинговой группы «Полилог» Евгения Косова считает, что в первый рабочий день нужно быть максимально приветливым и не бояться здороваться с одними и теми же людьми. Можно даже запастись леденцами и угостить коллег.

- Обязательно запомните имена и обращайтесь к коллегам по имени, ведь это самое приятное, что может услышать человек. Потом он отметит вас на подсознательном уровне. В любом случае важно быть самим собой, ведь навыки игры очень быстро иссякнут, и начнёт открываться ваше настоящее. Как только увидите, что на вас реагируют положительно, то на эмоциональном уровне поймёте, ваше ли это место и нужно ли здесь оставаться, - говорит Евгения Косова.

Многие специалисты советуют в первое время сосредоточиться именно на работе: если вы показываете себя профессионалом, то и отношения с окружающими выстраиваются сами собой.

Татьяна Степанченко, директор по управлению персоналом ГК «САПСАН», рекомендует не отказываться от неформального общения. Совместный обед или отдых после работы помогут завести друзей среди коллег. Дейл Карнеги вывел правило «трех плюсов»: улыбка, имя, комплимент. Улыбнитесь человеку, назовите его по имени и сделайте комплимент. Но везде нужно знать меру, иначе можете сойти за того, кто хочет всем угодить.

Самым верным в начале пути будет понаблюдать за тем, как люди общаются между собой. Где-то стоит проявить активность, а где-то лучше промолчать. Это касается рабочих споров, сплетен, обсуждения личной жизни, начальства, религии.

Ольга Смирнова Ренессанс
Ольга Смирнова
директор по персоналу АО НПФ "Солнце. Жизнь. Пенсия."

В моей практике был случай, когда сотрудник, пришедший на должность маркетолога, будучи человеком очень общительным, долго не мог наладить контакт с сотрудницей бухгалтерии. Он приветствовал её, помогал донести коробки или забытую на кухне кружку с кофе, но она даже не здоровалась с ним утром. Мне пришлось его успокоить и рассказать, что у неё другой тип характера и она - интроверт, поэтому она относится так ко всем. Ему посоветовали отстраниться, не проявлять активности, но понаблюдать за тем, как она общается с другими. В результате новичок быстро понял, что такой стиль общения эта девушка практикует почти со всеми, кроме генерального директора и главного бухгалтера. Я советую в первые дни на новой работе больше наблюдать и слушать, чем активно налаживать контакты. Люди - слишком сложные существа, чтобы к каждому быстро подобрать ключик.

Мария Кабакчи, директор по маркетингу PR-агентства PR Partner, считает, что не стоит делать поспешных выводов о том, кого выбирать себе в друзья, а кого избегать. Даже белая ворона может оказать близким вам по духу человеком. Если вы стали жертвой гиперобщительного коллеги, который в первый же день пытается узнать о вас всё, разумно поощряйте его интерес, однако посоветуйтесь с другими сотрудниками, как правильнее вести себя в такой ситуации, всё-таки они знают его давно и помогут найти к нему правильный подход.

Первая помощь

Не стоит пренебрегать общением с HR-отделом, кому как не им знать, чем живет компания, какие правила в ней приняты, кто и за что отвечает. Хотя многое зависит от специфики предприятия. Если штат – 1000 человек, то вряд ли кадровик будет знать, кто и чем занимается в вашем отделе. Многие компании развивают менторство или наставничество, что помогает адаптироваться новичкам.

Татьяна Степанченко ГК Сапсан
Татьяна Степанченко
Директор по управлению персоналом и организационному развитию Группы Компаний «САПСАН»

Такой комитет есть и у нас. Новому человеку бывает сложно сходу разобраться в традициях субординации, в структуре компании. И отлично, когда есть тот, к кому он может обратиться с вопросом, который бывает сложно задать коллеге или непосредственному руководителю. Наша система обеспечивает вовлечённость каждого сотрудника с помощью эмоции, общения, трансляции корпоративного духа и ценностей.

Маша Кабакчи.jpg
Мария Кабакчи
Директор по маркетингу PR-агентства PR Partner

В PR Partner мы очень внимательно относимся к новым сотрудникам. Мы стараемся сразу определить ментора для него и помочь влиться в коллектив. Специально для быстрой адаптации мы создали книгу для новичков, в которой собраны все правила поведения в агентстве и работы в открытом пространстве, принципы общения с клиентами и стандарты ведения проектов, а также информация о том, где можно пообедать, как отметить день рождения или поздравить коллегу и многое другое.

В любом случае, не бойтесь. Прислушайтесь к себе. Добиваясь благосклонности нового коллектива, не забывайте подумать - по пути ли вам с этими людьми. Для того и существует испытательный срок.

А вы волновались перед тем, как приступить к новой работе на новом месте? Расскажите в комментариях, как прошел ваш первый рабочий день.

Наталья Гурова, RJob

Наталья Гурова, RJob.ru

Кстати, об испытательном сроке



Интересно:

HR-кейс: Грейды, или Как привлечь опытных кандидатов 
"Чёрная метка", или Как работает коллектор 

Вакансии по теме:

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0