Неформальный лидер: бить или не бить

Неформальный лидер – это не должность и не заслуги, которые указываются в резюме и о чем рассказывают на собеседовании.
Неформальный лидер: бить или не бить

Но любой рекрутер знает, что присутствие неформального лидера в коллективе может как сплотить компанию, так и внести разлад в дружные ряды сотрудников.

Психологи давно установили, что практически любая группа людей, которые связаны между собой определенной деятельностью, склонна к поиску лидера – харизматичной личности, которая способна «повести за собой». Неизвестно, является ли это наследием первобытных времен, когда человек мог выжить только в толпе, подчинившись сильному вождю, или же неформальные лидеры начали появляться только в современных коллективах, но большинство из нас сталкивались с «серыми кардиналами» еще в школе. Сорвать урок, сплотить одноклассников против кого-то одного, внести предложения по проведению досуга вне школы, на что другие радостно соглашаются, – все это поведение лидера. Во взрослой жизни все обстоит почти так же, неформальные лидеры в большинстве случаев являются членами коллектива, официально не имеющими высшей руководящей должности, но при этом они занимают в коллективе особое положение, позволяющее руководить действиями остальных сотрудников. В любом коллективе численностью от пяти человек рано или поздно появляется свой лидер. Если его нет – это лишь вопрос времени.

Точные факторы, определяющие возможность неформального лидерства, установить невозможно, в каждом конкретном случае они разные. Коммуникабельность и инициативность, интеллектуальное развитие, определенные психологические качества и отличные ораторские способности – весь этот перечень может повлиять на способность человека быть неформальным лидером. Главная задача менеджера по персоналу – как можно быстрее определить, будет ли компании на пользу сотрудничество с таким лидером или же от него надо немедленно избавляться.

«У нас в компании был случай, когда руководитель отдела продаж, работающий у нас не первый год и завоевавший заслуженный авторитет среди коллег, самостоятельно разработал план по расширению компании и реорганизации наших магазинов, при этом не советуясь с вышестоящим руководством. Вполне объяснимо, почему руководство не посчитало нужным его поддерживать  и высказалось резко против. Несмотря на то, что план по новому развитию компании был толковым, начальство предпочло работать дальше по проверенным схемам и не посчитало нужным прислушиваться к наполеоновским идеям своего сотрудника. В отместку он поднял «народный бунт», который выражался в составлении им многочисленных замечаний, касающихся условий труда, размера зарплат и распределения полномочий. Многие сотрудники поддержали бунтовщика и атмосфера в отделе стала накаленной. В виде реакции на такую ситуацию начальство не придумало ничего более разумного, как уволить руководителя отдела продаж. В знак недовольства такими действиями вместе со своим руководителем уволилась и часть его коллег, в результате работа отдела была парализована несколько месяцев, пока не нашли новых сотрудников».
Татьяна, менеджер по продажам

Друг или враг?

Большинство опытных руководителей придерживаются мнения, что неформальных лидеров надо грамотно использоваться в целях процветания компании, а не увольнять и тем самым вносить раздрай в ряды сотрудников. «Серые кардиналы» зачастую служат проводниками информации в коллективе, укрепляют командный дух и являются первыми помощниками руководства. Задача начальства – направить авторитет неформального лидера в нужное русло и перераспределить его энергию так, чтобы она была потрачена не на склоки между сотрудниками, а на решение задач по развитию компании. Наиболее простым и во многих случаях наиболее эффективным выходом из такой ситуации является легализация, когда неформала вводят в группу официального руководства. Как правило, эта мера позволяет амбициозному сотруднику проявить свои способности на «большой арене», а в глазах коллектива он теряет свою оппозиционную привлекательность и становится обычным руководителем, что намного снижает вероятность бунтов.

«Когда в нашу компанию пришел менеджер по работе с клиентами, никто не подозревал, что вместе с его приходом у нас появится множество нововведений, предложенных новым сотрудником. Конечно, произошло это не сразу, поначалу наш Сергей Андреевич втирался в доверие к сотрудникам, пытался с ними подружиться, ходил с нами на обед, по тем или иным вопросам интересовался мнением каждого сотрудника, а особенно тех, кто имел вес и авторитет в коллективе. Очень скоро он стал общим другом, уважаемым мужчинами и обожаемым женщинами, к нему прислушивались практически все сотрудники нашего отдела и для решения каких-то вопросов к нему обращались чаще, чем к начальству. Наше руководство сделало правильные выводы и попыталось вывести Сергея Андреевича «из тени», повысило его и  выделило ему область работ, соответствующих его интересам. Кроме того, с ним стали советоваться по поводу развития нашей компании и во многих случаях прислушиваться к его мнению по поводу планов развития организации в будущем. Нельзя сказать, что все наши сотрудники были согласны с таким «выдвижением» нашего менеджера в начальство, но с тем фактом, что он сделал весьма успешную карьеру в нашей компании, не спорит никто».
Ирина, экономист

Уволить немедленно

К сожалению, нередки случаи, когда неформальный лидер не планирует вкладываться в работу больше других и не мечтает о высоких должностях, а пытается при помощи прикрытия коллектива облегчить себе рабочий процесс путем регулярных опозданий, общается на личные темы во время рабочего процесса или постоянно распространяет сплетни по поводу «неправильного» руководства. Таких лидеров еще называют «крикунами» - они много и бестолково говорят, но мало делают и всеми своими действиями часто вносят сумятицу в рабочий коллектив. Вести переговоры с такими лидерами бесполезно, это все равно, что в школьные годы увещевать школьного хулигана, который срывает уроки и будет делать это снова и снова. Выход может быть только один – увольнение, причем как можно быстрее, пока методы работы такого лидера не переняли другие сотрудники.

«Год назад к нам в компанию пришла девушка, которая сразу всем понравилась. Ее взяли на должность бухгалтера, но очень скоро она вникла в обязанности других сотрудников и всегда была готова помочь и подсказать. Нельзя сказать, чтобы ее советы всегда были компетентными, но она была такая милая, что сразу стала всем другом. Со временем эта девушка начала регулярно опаздывать на работу и просить «прикрыть» ее перед начальством, а также стала не справляться со своими обязанностями, предпочитая полдня пить чай и обсуждать недостатки начальства и их личную жизнь. К ней подключились некоторые наши сотрудники, и в результате работа застопорилась, что было невыгодно для других, особенно для тех, кто работал за оклад плюс проценты с продаж. Девушку уволили, и с тех пор все вздохнули свободно».
Дмитрий, аналитик

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!



Интересно:

Быть нужным на работе 
Муж. или Жен.? 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0