Как испортить собеседование

Соискатель может быть всем хорош: и образование высшее имеется, и опыт работы приличный, и резюме составлено грамотно, и на собеседования приглашают. Правда, после собеседований никто не звонит. В чем может быть причина отказов? Какие ошибки допускают кандидаты на собеседованиях?
Как испортить собеседование

Бывает, соискатель сам виновен в отказе работодателя. И кроме типичных ошибок есть еще тонкости, о которых вы, возможно, и не думали. Начнем с разбора ошибок важных, но не совсем стандартных, на основе частных занимательных историй.

Знать не знаю

Работу хочется найти поскорее, на собеседования сходить – побыстрее. Ситуация, когда в день назначено несколько собеседований, уверены, знакома многим. Только вот можно и запутаться, забыть, куда вы пришли. Перед входом на порог фирмы, еще раз проверьте, куда идете и на какую должность.

«В конце собеседования, на вопрос «Почему вы хотите работать именно у нас?» я начала рассказывать, как мне нравится «Икея» и почему я думаю, что работать на них – это круто. Глаза HR округлялись и округлялись, а потом оказалось что вообще-то я не в «Икею» пришла. Почему меня переклинило – непонятно. Стыдно было ужасно. HR отстаивала честь компании, говорила, что они ничем не хуже, перспективы описывала и т.д. Но оффер я, конечно, не получила.»
Наталья, менеджер

Слово – не воробей

Вежливость еще никто не отменял. Даже если какой-то вопрос задевает вас за живое, постарайтесь удержаться от эмоционального выплеска. Профессионал, конечно, не должен быть пластмассовым манекеном – эмоции проявлять можно и нужно. Но будьте корректными в своих ответах.

«У меня на собеседовании была девушка из другого города на вакансию помощника руководителя. Причем в родном городе у ее мамы с папой автосалон. Я ее спрашиваю:
- А почему вы не помогаете родителям, не хотите продолжить семейный бизнес?
А она мне фыркает презрительно в ответ:
- Девушка, вы что, смеетесь надо мной?! В нашем городе все люди уровня "быдло новоленинское"!
Новоленино - это спальный район на окраине города, в котором проходило собеседование. А я в этом районе живу!»
Отзыв с форума

Второй дубль

Бывает, люди возвращаются – после увольнения вновь приходят в ту же компанию. Но в этой ситуации кандидату нужно показать мегазаинтересованность в своем возвращении, доказать, что эта компания – его причал хотя бы на пару лет, и быть уверенным, что когда он уходил в первый раз, о его уходе сожалели, а не открывали бутылку шампанского.

«Наш бывший дизайнер уволился с очередного места работы. Назвал начальника дураком на букву «м», ушел со скандалом и некстати – перед Новым годом. Попросился к нам назад. Похоже, деньги нужны были. Правда, формулировка была интересная: «Можно я у вас несколько месяцев поработаю?» А мы не успели забыть, КАК он у нас работал. Пофигист и лентяй – это довольно быстро раскрылось, поэтому его «ушли» месяца через три. И тут на тебе! «Можно я у вас перекантуюсь? А вы поработайте тут втроем за четверых!», – пошутил наш старший дизайнер, когда делился с отделом новостями.»
Елена, копирайтер

Ум, честь и гонор

Что думает HR, когда на собеседование приходит человек, который использует в речи путаные фразы и заумные слова? Правильно, выпендривается. Уверенного в своем профессионализме человека видно. Он не ищет способа самоутвердиться, не пытается показать «я слишком дорого стою, поуговаривайте меня».

«Со мной собеседование проводила тамошняя кадровичка из этих девчонок, которые ПТУ не закончили. Кажется, я взорвал её маленький мозг. Был вопрос: «Конфликтный ли вы человек?». Я, естественно: «Нет, не конфликтный». Она мне: «А как тогда вы разрешаете конфликтную ситуацию?». Ну, я и выдал ей ответ: «Понимаете ли, вы, возможно, пропустили в моем резюме, что я закончил педвуз, у нас был большой курс психологии. Вы же понимаете, что нет единого способа разрешить конфликт, ведь есть минимум три способа разрешения данного комплекса… и т.д». Потом она задала вопрос: «Что вы считаете самым большим своим недостатком?» Я отвечаю: «Единственный, имеющийся у меня, – это гедонизм.» Её глаза преодолели границу ресниц.»
Отзыв с форума

Меньше всех надо

Когда человек в главных плюсах называет деньги, собеседование можно считать оконченным. HR всегда ищет людей, которые любят работу, а не зарплату. Потому что если единственная мотивация – деньги, рано или поздно кандидата легко переманят конкуренты. Но и обратная ситуация кандидата не красит: не говорите, что деньги неважны, что вы готовы работать за идею, даром или за очень немного по сравнению со средней зарплатой по рынку.

«Пришел специалист с хорошим опытом, несколько месяцев назад потерявший работу. Выглядел он потрепанно и сразу же сообщил о своем желании получить работу даже за зарплату вдвое меньше, чем просят другие, поскольку у него большая семья, которую надо кормить. Хотя претендент по своим профессиональным качествам явно подходил для этой работы, рекрутеры предпочли более успешного в самопрезентации.»
Отзыв с форума

«Если деньги не важны, у меня два варианта: 1) дочь/сын богатых родителей. Тогда деньги, правда, не важны. 2) человек не ценит сам себя как профессионала и его не ценили на прошлой работе. Просить нужно разумные деньги в соответствии с квалификацией.»
Ирина, HR

Советы, которые всегда пригодятся

Советы, которые всегда пригодятся
  • Любите работу? Скажите об этом

Нет ничего хуже, чем напускное хладнокровие. Когда соискатели пытаются показаться спокойными и уверенными в себе, они получаются эдакими снежными королевами и королями. Даже на вопросы вроде «В какой из предыдущих компаний вам нравилось работать больше?» и «Каких успехов вы добились?» они отвечают так неестественно, что обесценивают и свою работу, и свою заинтересованность в ней. Это не внушает доверия HR.

  • Уберите лишнее напряжение

Ситуация, обратная хладнокровию – чрезмерная напряженность. Да, собеседование – стрессовая ситуация, но постарайтесь расслабиться. HR – не враг и не противник. Он заинтересован найти подходящего кандидата. Да и, в конце концов, не только вас выбирают, но и вы выбираете.

  • На конкретные вопросы – конкретные ответы

Не слышать вопросы или игнорировать их – плохая привычка. Необходимо давать четкие ответы на вопросы, а не пускаться в пространственные рассуждения. Ответы должны быть не слишком длинными, но и не односложными. Считается, что ответ длиною в 1-1,5 минуты – идеальный.

  • Жесты неразрывны со словами

Все время поправлять прическу, ерзать на стуле, не смотреть в глаза собеседнику, загораживаться рукой или скрещивать руки, не улыбаться – заметные ошибки для HR-профессионала. Он, как хороший психолог, все это считывает и сопоставляет с вашими словами. И вот, уже понятно: этот вопрос неудобный, а про это человек рассказывает с удовольствием, а вот тут сомневается в своих словах и пытается убедить прежде всего себя. Важно научиться контролировать такие мелочи. Попробуйте отрепетировать перед зеркалом, а лучше снимите свою интервью на камеру.

  • Про бывшие компании

Даже если ваш уход был вызван неправильными действиями начальства, лучше не говорить об этом. Кто захочет брать на работу сотрудника, который очерняет руководство? О бывших руководителях либо хорошо, либо никак.

  • Внешний вид

Проходя собеседование на любую позицию, особенно на ту, что требует общения с людьми, лучше оденьтесь в деловом стиле. Даже летом, даже в жару. Платье на бретельках, декольте, короткая юбка – нельзя. Спортивный стиль, джинсы – нельзя. Беспроигрышный вариант: белый низ, черный верх. Лучше выглядеть нейтрально, если вы не знаете дресс-кода компании.

Наталья Михайлова
психолог-консультант, когнитивно-поведенческий психотерапевт

Мне, как психологу, сразу хочется предостеречь соискателей от распространенной ошибки приписывать только себе всю вину за отсутствие звонка или предложения после собеседования. Действительно, зачастую причина отказа связана непосредственно с самим кандидатом, с его навыками, опытом работы, но тем не менее нередки случаи, когда соискатель не получает ни предложения о работе, ни какого-либо отклика в связи с совершенно иными, не зависящими от вас, причинами. Например, вакансия перестала быть актуальной для работодателя, или срок закрытия вакансии изменился в большую сторону, HR отсутствует на работе и т.п. Если вы возлагаете всю вину только на себя, может пострадать ваша самооценка, что не лучшим образом скажется на дальнейшем поиске работы. Поэтому рекомендую  не пассивно ждать звонка, а через разумный срок уточнить у проводившего собеседование с вами сотрудника HR, каковы ваши дальнейшие перспективы. 

Очень хороша рекомендация снизить напряжение во время собеседования: ведь когда нас переполняет страх, тревога и беспокойство, как мы выглядим, мы не в состоянии сосредоточиться на вопросах, которые нам задают, и тем самым можем заведомо снизить качество презентации себя как работника. Заранее потренируйтесь в простых дыхательных и релаксационных упражнениях: например, сделайте два-три вдоха и выдоха, при этом следите за тем, как воздух проходит внутрь вас и обратно. Или другой вариант: сильно сожмите правую руку в кулак, продолжайте удерживать напряжение в течение 5-10 секунд, после чего резко расслабьте руку. Еще один способ: попробуйте определить, где именно в вашем теле сосредоточено лишнее и ненужное сейчас напряжение, сделайте вдох и на выдохе сбросьте напряжение. Так вы сможете лучше контролировать свое состояние во время собеседования, а значит, быть более успешным. 

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Юристы в 2012 году были не нужны 
Вертикальная лучше горизонтальной 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0