Медицинский представитель: медик или продавец?

Фармакология – один из самых благодатных сегментов рынка труда. Здесь всегда много вакансий самого разного уровня. Здесь даже в кризис растут зарплаты и стартуют новые проекты. Здесь сотрудникам обещают отличные бонусы и вкуснейшие «плюшки». Самой востребованной на этом рынке профессией, по оценкам консультантов по подбору персонала, является медицинский представитель. Иногда этих специалистов называют еще фармацевтическими представителями. О том, как правильно их называть, как они склоняют врачей на свою сторону и требуется ли им медицинское образование - Rjob поинтересовался у начальника медпредставителей, руководителя отдела медицинского продвижения Алины Шолоховой.
Медицинский представитель: медик или продавец?
Как же правильно?

Официально – медицинский представитель. Но мне больше нравится второй вариант. Он интуитивно понятный. Сразу ясно, о чём идёт речь, чем занимается этот человек.

И чем занимается фармацевтический представитель?

Это зависит от того, на чём специализируется конкретный специалист. Основных направлений два. Первое – безрецептурные препараты. Они продвигаются на рынок через рекламу в интернете, на телевидении, в прессе. Также в ход идут стенды, плакаты и брошюры в поликлиниках, больницах и аптеках. Кроме того, наши представители организуют мерчандайзинг и промоушн-акции в торговых залах аптек.

Фармпредставители этого направления также проводят ознакомительные семинары для врачей и работников аптек. Но всё-таки больше внимания они уделяют рекламе.

А второе направление?

Второе направление – продвижение лекарственных препаратов, отпускаемых из аптек по рецептам врачей. Их прямая реклама в России запрещена. Поэтому такие препараты мы выводим на рынок с помощью публикаций научных статей в профессиональных медицинских изданиях. Кроме того рецептурные препараты продвигаются через врачей поликлиник и больниц, а также через аптеки.

Взятки в бюджет не заложены

Бытует мнение, что вы даёте врачам взятки за то, чтобы они назначали ваши препараты.

Я не стану отвечать за всех, но ни мне, ни кому-то из моих знакомых такого делать не приходилось… Я всю жизнь работала в европейских компаниях с иностранным руководством. У них это не принято. Взятки в бюджет не заложены.

Как же вы склоняете врачей на свою сторону? Зачем им это нужно?

Мы занимаемся просветительской работой. Представьте себе: ежегодно на рынок выходят десятки, а то и сотни новых лекарств. Откуда врачам про них узнавать? Откуда доктор из районной поликлиники узнает, что «Озверин» - уже вчерашний день, и его пора заменять на «Озверин-Ультра», у которого меньше побочных эффектов и лучше результаты?

В качестве ознакомительной работы фармпредставители распространяют среди врачей информационные материалы: схемы лечения заболеваний с применением продвигаемых препаратов, сравнительные характеристики с препаратами той же группы, отзывы и рекомендации коллег.

Мы проводим семинары и лекции для врачей и работников аптек по всей стране, участвуем в конференциях, работаем на специализированных выставках.

Я знаю, что вас сложно застать в Москве…

Да, работа у нас разъездная. Минимум одна поездка в месяц у меня есть. Чаще – две, дней на пять каждая. Лекции, семинары и выставки проводятся по всей стране. А внутренние тренинги для своих сотрудников мы и вовсе проводим за границей. Только за последний год я проводила тренинги в Австрии, Турции, Италии и Словении.

Ого! Неплохо…

Мы таким образом убиваем двух зайцев: обучаем персонал и мотивируем его. К тому же, скажу по секрету, вывоз компании в Турцию и Словению обошелся нам дешевле, чем пришлось бы заплатить за отель того же уровня в Подмосковье.

А не обидно бывает на курортах: все отдыхают, а вы работаете?

В предыдущей компании было обидно. Там были очень формальные требования к таким поездкам. Представьте себе: курортный отель на побережье. Завтрак. Люди в шортах и сланцах, и мы – в деловых костюмах. По самым строгим нормам этикета. Локти и колени закрыты, никаких голых ног, туфли на каблуках. На нас смотрели, как на инопланетян!

В нынешней компании руководство более демократичное. Во-первых, от нас не требуют соблюдать офисный дресс-код. В бикини на семинар, конечно, никто не ходит, но в открытых платьях и приличных шортах – допустимо. А во-вторых, семинары идут только полдня, остальное время отводится на экскурсии и отдых. И в конце – обязательно два полностью свободных дня, как правило – выходные.

И всё-таки - медики

Я читала, что в Америке фармпредставители – это обычные торговые агенты, не имеющие к медицине никакого отношения. Менеджеры, а не врачи. В России на эту работу берут только дипломированных медиков. Насколько это оправдано?

Про Америку ничего не скажу. С американскими компаниями я не работала. В Европе дело обстоит так же, как у нас. В солидных компаниях медицинским представителям необходимо высшее медицинское или фармацевтическое образование, приличный английский, водительские права категории «В» и опыт вождения автомобиля. И я вам скажу – это правильно. Более того, я по образованию акушер-гинеколог. Поэтому я стараюсь заниматься препаратами по моему или по смежным профилям. И сотрудников своих распределяю по возможности также. Большая часть нашей деятельности, особенно в рецептурном направлении, заключается в консультировании врачей. Знаете, какие въедливые доктора иногда попадаются? Без специализированного образования я бы просто не справилась!

Медицинский представитель

Можно щепетильный вопрос? Почему врачи идут торговать лекарствами?

Потому что зарплата медицинского представителя – около 50 тысяч. А молодой врач в поликлинике получает дай бог двадцать!

Минуточку! В Москве средняя - около 70 тысяч! Росстат недавно отчитался!

Так то средняя. В неё входят зарплаты главврачей, крутых профессоров и так далее. А у нас для начинающих - полтинник. Есть разница? А если добавить к этому меру ответственности – например, за жизни людей. И ненормированный рабочий день. И практическое отсутствие карьерного роста. И завихрения реформы здравоохранения.

У нас многие сначала пытаются совместить. Работают в больнице для души и у нас для денег. Но рано или поздно большинство сдаётся и окончательно переходит в лагерь фармпредставителей. Особенно если карьера идёт на взлёт.

Десять старушек - рубль

А что у вас с карьерой? Куда расти?

Дальнейшая карьера фармпредставителя может развиваться в трех направления. Путь первый – маркетинг. Здесь возможен рост до уровня менеджера по продукту или бренд-менеджера. Путь второй – управленческий. Здесь можно подняться до уровня регионального менеджера, курирующего работу одного из регионов. И, наконец, путь третий, который больше подходит для тех, кто хочет сохранять связь с основной профессией, - это работа в медицинском отделе фармацевтической компании. Например, менеджером ко клиническим испытаниям.

Минимальная зарплата озвучена. А сколько получает большой начальник? Вы, например…

В 2008 году, когда всем моим знакомым в других сферах понижали зарплаты, мне повысили зарплату со 100 до 120 тысяч рублей. Годом позже, в 2009, я перешла на работу в нынешнюю компанию. На 140 тысяч. С тех пор мне прибавили еще двадцать. И я, кстати, не самый большой начальник. Например, руководитель отдела по работе с аптечными сетями у нас получает около 200 тысяч. Хм… Что вы там говорили про поликлиники?

Велик ли шанс дослужиться до такого благоденствия?

Велик. Все, кто хотел и работал на совесть – дослужились.

А что, кто-то не хотел?

Таких довольно много. У фармпредставителей довольно свободный график. Они сами выстраивают свои маршруты и решают, в какое время и куда им ехать. Если они результативны, их никто не контролирует. С ростом позиции свободы становится всё меньше. Ты становишься офисным работником. Это не всем по душе.

Но 200 тысяч!

А кто вам мешает работать на несколько компаний и получать в каждой из них по полтиннику? «Десять старушек – рубль…»

А так можно?

Так нельзя. Но почти все так делают! Если при этом они хорошо работают, я всегда закрою на это глаза. В конце концов, я сама была такой же!


Интересно:

Как кредитная история влияет на трудоустройство 
Гнев на работе: как успокоиться, не убив коллег 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0