Корпоративный стилист научит сотрудников одеваться

Если в компании нет чётко прописанных требований к внешнему виду сотрудников, то полагаться приходится только на их вкус и чувство стиля. В чём можно и нельзя ходить в офис, как разработать униформу, которую сотрудники полюбят, как правильный костюм помогает в бизнесе и зачем коллективу fashion-тимбилдинг, рассказала Rjob Зоя Сохор, профессиональный стилист и fashion-продюсер, основатель Бюро Стиля Cotton Candy Styling, выпускница курса Fashion Styling лондонского University of the Arts и главный стилист телеканала ТНТ Music.

Корпоративный стилист научит сотрудников одеваться
Зоя Сохор
Зоя Сохор, профессиональный стилист и fashion-продюсер, основатель Бюро Стиля Cotton Candy Styling, главный стилист телеканала ТНТ Music

Карьера и бизнес – в руках стилиста

Карьера действительно во многом зависит от внешнего вида. По данным исследования портала CareerBuilder, шансы получить повышение выше у людей, которые соблюдают деловой стиль в одежде и выглядят профессионально. И говоря о дресс-коде, не стоит забывать о причёске, маникюре, состоянии кожи, макияже для женщины – всё это точно так же влияет на впечатление от образа, как и одежда. 

Чтобы внешний вид помогал строить успешную карьеру, важно помнить две вещи: нужно выглядеть профессионально и экспертно, и при этом достаточно нейтрально. Если с экспертностью всё более-менее понятно, то, чтобы объяснить, что такое «нейтральность», нужен реальный пример из жизни. При устройстве на работу в люксовый бренд девушка успешно прошла четыре этапа собеседования, но уже в конце последней встречи у неё зазвонил телефон, она достала его и продемонстрировала чехол с условным ругательством на английском языке. И это настолько оскорбило человека, с которым у неё была встреча, что в итоге предложение о работе ей не сделали. 

На тренингах мы всегда говорим: вы не можете достоверно предугадать, что ожидает от вас собеседник, но вы не должны провоцировать его своим видом и раздражать. Если сотрудник выглядит максимально нейтрально, то единственный вывод, который можно о нём сделать – это вывод о профессионализме. 

Не ограничение свободы, а инструмент коммуникации

Исторически дресс-код – это форма одежды, принятая в определённой социальной или профессиональной группе для определённых ситуаций. И в современном мире он нужен для того, чтобы транслировать сферу деятельности человека и компании, в которой он работает, отчасти даже уровень его должности внутри этой компании. Это способ невербальной коммуникации, часть корпоративной культуры. 

Реальный пример из жизни: рекламное агентство представляло интересное предложение в рамках тендера на коммуникационную платформу для крупной фармацевтической компании. Со стороны клиента супер-формальный дресс-код и девушки в чёрных костюмах, а со стороны агентства – парни в кедах и джинсах. Заказчику идея агентства понравилась, но всё же они ему отказали, потому что не были уверены, что подобным образом выглядящие люди способны понять их запросы. При этом рекламисты выглядели совершенно обычно для своей индустрии. 

Обычно дресс-код в организации относится к зоне ответственности HR-департамента или департамента внутренних коммуникаций. И, как правило, все смотрят на него именно с позиции ограничения свободы сотрудника. Очень мало тех, кто видит в дресс-коде инструмент коммуникации с клиентами или контрагентами, способ донести информацию о своей компании. Поэтому услугу разработки дресс-кода в России пока заказывают нечасто – в отличие от Запада и особенно США, у нас просто нет этой культуры. Между тем, от того, как одеваются сотрудники, особенно front-офиса, могут зависеть конкретные показатели бизнеса. 

Одежда по правилам и без

Сейчас в компаниях очень распространён тренд «игры в демократию» без требований формального соблюдения дресс-кода. При этом его, конечно, подразумевают! Руководство компаний предполагает, что стилистически грамотный сотрудник со знаниями делового этикета сам догадается: «Нигде не написано, что я должен ходить в костюме, но я должен это делать, потому что я менеджер по работе с клиентами в банке, так принято, и это определённая социокультурная норма». Но порой на самом деле он думает: «Офигенно! Дресс-кода нет, приду в трениках!» И формально он будет прав, потому что нигде не написано, что на работу нельзя приходить в трениках. И это большой современный конфликт. Организации попадают в ловушку – люди уходят «в самоволку», начинают очень вольно трактовать дресс-код и демонстративно им пренебрегают. 

Но даже если дресс-код в организации формализован и прописан на уровне внутренней политики, то в большинстве случаев это выглядит примерно как расчерченный на четыре сектора лист бумаги, в каждом из которых прописано, что можно и что нельзя носить с понедельника по четверг, и что - в пятницу. Например, для женщин «можно платье», но «нельзя шорты», запрещена «спортивная обувь». И в каждом квадрате в лучшем случае указывается до 10 строчек. Такой подход ещё хуже, потому что возникает самая большая возможность для конфликта. Какое платье можно? А какое нельзя? Почему? Организация требует от сотрудника соблюдения дресс-кода, но не даёт ему инструментов и знаний, чтобы этим дресс-кодом пользоваться – человеку приходится самому трактовать указанные в документе правила. 

Только один раз в своей практике я сталкивалась с компанией, которая выпустила совместно с профессиональными стилистами целую книгу стиля, в которой очень подробно объяснялось, в каких ситуациях что можно носить, какие модели и каких цветов, на каких уровнях должностей, в каких департаментах. Если не объяснить этого, то в офисе появляются девушки в прозрачных гипюровых платьях и с голыми ногами, потому что про колготки в дресс-коде ничего не написано.

корпоративныи стилист

Дресс-код, который сотрудники полюбят

В 2013 году машинистам шведской железнодорожной компании Arriva запретили надевать на работу шорты, и в знак протеста на следующий день они вышли на смену в юбках. Но не все сотрудники ненавидят дресс-код, и не для всех он – ограничение личной свободы и индивидуальности. 

Проблема в том, что никто толком не объясняет сотрудникам, зачем им дресс-код. В 95% случаев дресс-код просто навязывают, и это вызывает естественное сопротивление сотрудников. А ведь благодаря продуманному внешнему виду самому работнику будет проще наладить контакт с клиентами и партнёрами. Кроме того, порекомендуйте сотруднику, что ему можно носить в будние дни – какие рубашки и костюмы, платья и туфли, сумки и аксессуары. Люди должны видеть много вариантов, при которых можно стильно одеться, оставаясь в общепринятых рамках. 

Безусловно, можно научить людей одеваться, и это не сложно! Мы разрабатывали тренинги для консалтинговых компаний, где всё жёстко регламентировано, но при этом показали людям, что в рамках этих ограничений существует огромная вариабельность. И разбираться в нюансах делового стиля – это классно, это то, что называется soft skills. Если вы умеете одеваться в рамках делового стиля, это не делает вас скучным, это делает вас человеком, который с уважением относится к своей профессиональной среде и хочет выглядеть экспертом. Именно к этому и стремятся работодатели, вводя дресс-код. 

Этапы разработки собственного стиля компании

Для начала стилисту и заказчику корпоративного стиля нужно встретиться, чтобы понять задачи проекта, организационную структуру компании и специфику бизнеса : есть ли front-офис и back-офис, как одевались раньше, как одеваются сейчас. Мы обязательно уточняем приблизительные рамки по доходам, потому что любим давать конкретные рекомендации по брендам, какие предметы гардероба где можно купить и за какие деньги. Бессмысленно рекомендовать людям с доходом 45 тысяч рублей костюмы ценой 70 тысяч. 

Мы анализируем, что характерно для индустрии заказчика. Ключевой этап – составление дресс-кода для сотрудников разных функций или департаментов и для разных ситуаций, характерных для их ролей и бизнеса. Все эти  ситуации берутся из реальной практики компании в обобщённом виде. После этого появляется большой иллюстрированный документ, который мы презентуем сотрудникам, объясняем, почему одеваться нужно так или иначе, делаем определённые упражнения, чтобы человек усвоил информацию, а не просто прочитал, как книжку. Этап обучения критичен – важно не просто сделать документ, а объяснить людям его содержание и стоящую за ним логику.

Естественно, что люди должны начать пользоваться новым дресс-кодом. Для этого существует пост-тренинговое сопровождение: присутствие стилиста в офисе и небольшие индивидуальные консультации. Раз в неделю на полный рабочий день стилист приезжает в офис и отвечает на вопросы сотрудников.

Fashion-тимбилдинг – практикум по деловому стилю

Альтернативный способ познакомить сотрудников с понятием дресс-кода - fashion-тимбилдинг. Это такой же способ коллективного времяпровождения, как и квесты и другие предложения на рынке event-услуг. Сценарии возможны самые разные, и объединяет их тема моды и стиля. Это более мягкий подход – неформальный, но эффективный. На подобном мероприятии мы можем показать живые примеры одежды и варианты сочетания вещей, дать людям возможность поэкспериментировать. Формат может быть самым разным, в зависимости от задач, бюджета и структуры коллектива. 

Чем больше человек информирован, тем меньше риск, что он совершит какую-то ошибку, и его образ и костюм не будет подходить для данного коллектива или данной ситуации. Совсем плохо, когда ни для того, ни для другого. На западе ситуация другая: там есть отдельное направление имидж-консалтинга, и организации привлекают этих специалистов для разработки дресс-кода, потому что в идеальном мире он является отражением корпоративной культуры. Если вы хотите сделать классный дресс-код, который будет характерен только для вашей компании, который будет нравиться сотрудникам и не вызовет у них ощущения принуждения, тогда, безусловно, помощь стилиста необходима. Он способен из формального ограничения сделать что-то очень привлекательное для сотрудника – сделать инструмент, который будет реально помогать в повседневной жизни.


Читайте также: Не надевайте это на собеседование!


© Мария Степанова, RJob. Фото предоставлены Зоей Сохор.

Степанова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Как получить максимум пользы от обучения? 
Работа в музее: обзор профессий 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0