Кому и зачем нужно выходное интервью

Собеседование при поступлении на работу – это стандартная процедура, известная каждому сотруднику. А вот интервью при увольнении – для многих новшество, к которому относятся настороженно.
Кому и зачем нужно выходное интервью

Собеседование при поступлении на работу – это стандартная процедура, известная каждому сотруднику. А вот интервью при увольнении – для многих новшество, к которому относятся настороженно.

Посмотрим, что же происходит за закрытыми дверями с увольняющимся сотрудником: зачем проводят выходное собеседование, можно ли от него отказаться, какие вопросы там задают и чем полезна эта процедура для работника.

Выходное интервью – это исследование, которое проводится компанией в целях получения полезной информации от сотрудника, а также дает возможность работнику высказаться напоследок. Увольнение может происходить при самых разных обстоятельствах, часто весьма неприятных. Выходное собеседование – это возможность не сжигать мосты, а расстаться на доброй ноте, разобравшись в причинах увольнения.

Процедура может проходить как в виде устного интервью, так и в виде письменной анкеты. На собеседовании обычно задаются вопросы об удовлетворенности работника условиями своего труда, о причинах ухода и конфликтах среди сослуживцев, о возможных перспективах его карьеры. Для компании это также возможность лично выразить благодарность сотруднику за то время и усилия, которые он потратил на работу в данной организации. Часто в конце собеседования выдаются рекомендации.

Зачем это работодателю

Конечно, основная мотивация для проведения выходного интервью у компании. Уходящий сотрудник – это кладезь полезной информации о внутренних процессах в организации, ведь он может рассказать то, что не расскажет работающий. К тому же, просто неуважительно будет со стороны фирмы ограничиться выдачей трудовой книжки и расчетом человеку, который посвятил работе в данной компании время своей жизни, вложил в нее свои силы и знания.

Что компания получает от выходного собеседования:

  • Ценную информацию. Уходящий сотрудник владеет информацией о реальных условиях труда, о взаимоотношениях и конфликтах в коллективе, об особенностях стиля руководства, о внутреннем климате своего отдела. Все эти сведения трудно добыть другим путем, так как любая проверка «сворачивает» естественную жизнь офиса, и полученные данные часто отличаются от реального положения вещей. Увольняющийся сотрудник может свободно рассказать обо всем, ведь ему уже нечего терять.
  • Поддержание имиджа компании. Репутация компании на рынке вакансий – это важный ресурс, пренебрежение которым влечет за собой потерю ценных кадров. Выходное интервью – это возможность уладить возникшие конфликты и разойтись с сотрудником по-доброму. Хорошие рекомендации, искренние слова благодарности, выплата дополнительных бонусов, подарки – все это поможет оставить у уволенного работника хорошие воспоминания о компании, которые не позволят ему в дальнейшем отзываться плохо о бывшем работодателе. Хорошая слава в народе - это возможность привлечь в свои ряды отличных специалистов и ценных сотрудников. Также во время интервью можно предложить сотруднику остаться на новых условиях или, как минимум, сохранить с ним связь в надежде на дальнейшее сотрудничество.
  • Возможность снизить утечку информации. Уходя, сотрудник уносит с собой и часть интеллектуального ресурса компании. Если с ним расстались плохо, то он с радостью поделится ценной информацией и секретами успеха с конкурентами.
  • Совершенствование кадровой политики. Анализируя причины увольнения одного сотрудника, компания получает возможность изменения своей кадровой политики и устранения причин, мешающих людям плодотворно и с удовольствием трудиться. Это позволяет избежать потери ценных кадров, уже работающих в организации.

Зачем это сотруднику

На первый взгляд может показаться, что выходное собеседование нужно только работодателю. Однако, для сотрудника это тоже полезный ресурс. Вот что может получить от такого интервью увольняющийся работник:

  • Возможность выговориться. Уходящему сотруднику всегда есть, что сказать. Выпустите пары, расскажите о причинах конфликтов, о некомфортных условиях труда. Особенно ценно это в том случае, когда недовольство копилось долгое время, и не было возможности открыто сказать о нем. Выговоритесь - вам станет значительно легче, а работодатель получит ценную информацию. К тому же, часто уходящий сотрудник может вносить весьма ценные указания и предложения, на основе которых работодатель проводит изменения.
  • Выслушать благодарности. Вы вложили в эту компанию самое дорогое, что у вас есть – свои силы, свое время. Дайте работодателю возможность в спокойной обстановке выразить вам благодарность, рассказать о том, как вы ценны для него.
  • Содействие в дальнейшем карьерном росте, бонусы. Часто при увольнении работодатель поощряет напоследок: начисляет дополнительные бонусы, дарит подарки. Помимо этого, узнав о ваших дальнейших карьерных планах, компания может пойти вам навстречу и посодействовать в трудоустройстве, дать хорошие рекомендации, поделиться полезными связями. Ушедший по-английски лишает себя массы подобных возможностей.
  • Связи. Любое профессиональное сообщество на проверку оказывается не таким уж большим, и в нем крутятся одни и те же люди. Заработав себе славу скандалиста, вы лишите себя массы полезных предложений от работодателей. Также нередки случаи, когда бывшие коллеги снова встречаются на новом витке карьеры. Поэтому не рвите связи, не сжигайте мосты. Проститесь с работодателем по-хорошему: кто знает, возможно, судьба снова сведет вас вместе.

Кто проводит интервьюКто проводит интервью

Эйчары расходятся во мнениях о том, кто должен проводить процедуру выходного собеседования. Кто-то утверждает, что это должен быть непосредственный руководитель. Однако, если сотрудник уходит по причине недовольства стилем руководства этого начальника или из-за конфликта с ним, то открытый разговор едва ли возможен. Кто-то утверждает, что проводить интервью должен руководитель вашего начальника, то есть через ступень от вас. В таком случае вы сможете доверительно высказать все свои недовольства тому, с кем лично взаимодействовали мало. Кто-то склонен считать, что выходное собеседование нужно проводить вообще третьему лицу. Как правило, это эйчар.

Универсального для всех варианта тут нет. В зависимости от того, по какой причине уходит сотрудник, какие отношения у него с коллективом и руководством, стоит выбрать наиболее адекватного интервьюера. Хорошо работает схема двойного интервью: одно проводит начальник, второе эйчар. В таком случае получается наиболее полная картина проблем, ведь сотрудник расскажет немного разные подробности.

Анкета или интервью

По форме выходное собеседование может быть письменным или устным. Письменное собеседование позволяет изложить то, что сотруднику сложно высказать устно. Однако, очевидный минус – отсутствие возможности диалога. Устное интервью, конечно, предпочтительнее и дает больше информации. Возможен и комбинированный вариант, совмещающий устную беседу и письменную анкету (не сильно перегруженную, чтобы не превратить всю процедуру в допрос).

Право отказаться

Выходное интервью – это добровольная процедура для уволенного, но не для работодателя. Если вы заинтересованы в проведении итоговой беседы, компания не вправе вам отказать. Если же вы не хотите в этом участвовать, то знайте, что вы имеете право отказаться, как бы не настаивал работодатель. Однако, стоит ли лишать себя такой возможности и уходить молча – решать вам.

Автор: Островская Татьяна


Интересно:

Отдых россиян 
Аттестация творцов 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0