Карьера наоборот: что делать, если вас понизили

Кадровые перестановки в офисах и на предприятиях – дело привычное. Одних повышают, других понижают. И если в первом случае работники пожинают лавры, то во втором – нередко впадают в депрессию. Чем выше должность, с которой сместили, тем плачевнее положение. Rjob выяснил, почему руководителей снимают с их постов и нужно ли после этого оставаться в компании.
Карьера наоборот: что делать, если вас понизили

Когда назрели перемены

Причин, по которым руководителя могут понизить в должности, несколько. Основная заключается в том, что сотрудник не оправдал ожиданий вышестоящих коллег. 

По словам Светланы Бибиковой, представителя транспортной компании «Союзхимтранс-Авто», причины для увольнения бывают внутренними и внешними.

Внешние:

  • Допущена ошибка при выборе руководителя.
  • Неверно установлены сроки достижения показателей работы.
  • Неверно сформулированы задачи.
  • Назначающая сторона плохо представляла себе объёмы, масштабы, тактические шаги, показатели планируемой деятельности.
  • Кражи, подлоги. 
  • Слухи, интриги, продиктованные завистью, ревностью, недоброжелательностью. 

Внутренние причины для смещения с должности следующие: назначенный руководитель понял, что за отведённое время не справится с задачами; обнаружил, что не осознал полноту своей деятельности, не учёл психологических особенностей подчинённых или других руководителей.

Елена Яхонтова, профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, считает, что ещё одна причина для увольнения начальника – смена собственников компании.

Как говорится, новая метла метёт по-новому. Нередко собственники решают «оживить» ресурсы и набирают новую команду, а старой, во главе с руководителем, говорят: «Прощай».

Подобное происходит и при изменении концепции компании. Другой вариант – от начальника избавляются, когда тот сделал для компании максимум полезного и больше не нужен.

«Бывают случаи не очень хорошие, когда «мавр своё дело сделал, мавр может удалиться». То есть, профессионала взяли на определённую должность, он наладил работу подразделения или функционала, а теперь это место займёт так называемый «блатной», который будет сидеть на готовом», – комментирует Елена Яхонтова.

Плохая работа отдела – также веский повод для увольнения начальника, который не сумел наладить процессы внутри подведомственной ему структуры. 

Алексей Федулов, старший консультант Wyser (международный кадровый холдинг Gi Group), считает, что увольнение слабого начальника – крайняя мера, так как влечёт за собой серьезные репутационные и финансовые риски. Дабы избежать негативных последствий, горе-руководителя переводят на более низкую должность.

Оставаться или уходить?

Понижение в должности не менее болезненно, чем увольнение. Некоторые не могут смириться с обстоятельствами и отказываются от предложенного поста – пишут заявление по собственному. Правильно ли это?

Светлана Бибикова считает, что решение уйти или остаться зависит от индивидуальной ситуации, характера, финансового статуса и целей сотрудника.

«Если работа в компании, пусть и на должности ниже, обеспечивает необходимый уровень дохода и привычный ритм жизни, то кто-то может поступиться нахлынувшими чувствами обиды и горечи. Знаю случай, когда на крупном госпредприятии молодого сотрудника назначили руководителем отдела, но отсутствие опыта и взаимопонимания с подчинёнными, плюс использование давления на других для достижения результатов отдела накалили ситуацию до предела и его убрали с руководящей должности. Сотрудник до сих пор работает на этом предприятии, но уже рядовым специалистом», – комментирует Светлана Бибикова.

Алексей Федулов уверен – бывшему руководителю стоит остаться в компании, если он хочет доказать, что спад его результатов – явление временное, что на самом деле он хороший начальник. Всё это реально лишь при условии, что работодатель готов предоставить шанс для реабилитации. 

«Также причиной остаться может стать высокая лояльность компании. Но если вышестоящий руководитель привёл «своего» человека, и он предлагает вам занять позицию ниже, то оставаться в этом случае просто не имеет смысла», – говорит Алексей Федулов.

Светлана Бибикова отмечает, что обычно на более низкую должность не соглашаются знающие себе цену работники:

«Если мы говорим о руководителе, который уверен в том, что поступал и действовал правильно, что использовал все возможности, но повлиять на ситуацию не смог и причина не в нём, то такой человек будет готов уволиться и искать другую работу. В данном случае для некоторых людей более значимы самооценка, самоуважение, профессиональная гордость. В моей практике есть пример того, как в одной компании человек был уволен с должности руководителя, а в следующей компании был принят на место начальника и успешно трудится по сей день». 

Советы экс-боссу

Яхонтова
Елена Яхонтова
профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС

Первое, что нужно сделать, если вас понижают в должности, – это проанализировать случившееся. Причину надо искать в себе, а не во внешних обстоятельствах. Это нужно для того, чтобы, выучив урок, не попадать во второй раз в такую же ситуацию. Не всегда понижение – это плохо. Иногда люди стремятся к вертикальной карьере, а на самом деле им это не нужно, у них совершенно другое предназначение в жизни. Может быть, понижение – прекрасная возможность для того, чтобы реализовать свой потенциал и быть счастливым человеком.

Светлана Бибикова
представитель транспортной компании «Союзхимтранс-Авто»

Нельзя однозначно указать, как стоит поступить в тот или иной момент вашей жизни. Только вам решать, что на данном отрезке важнее – самоуважение или хлеб насущный, но как психолог могу определённо сказать, что жизнь с ощущением горькой обиды, низкой самооценки, подавленности и других негативных переживаний, загоняемых внутрь, рано или поздно даст о себе знать. Существование человека в состоянии стресса долгими месяцами и даже годами снижает его работоспособность, влияет на качество взаимоотношений с окружающими, деформирует картину мира, парализует волю.

Если вы остаётесь в компании:

  • На время умерьте профессиональные амбиции и постарайтесь оценить ситуацию трезво. Подумайте, есть ли в случившемся ваша вина? Если ответ положительный, исправляйте ошибку.
  • Не держите обиду на работодателя и коллег, причастных к вашему фиаско. Негативные чувства мешают сконцентрироваться на работе.
  • Не обсуждайте решение руководства за его спиной. Не опускайтесь до сплетен и пересудов.
  • Проявите активность – беритесь за любые проекты, генерируйте идеи на планёрках.
  • Сформируйте новые профессиональные цели, установите сроки их достижения. Так вам откроется собственный потенциал на новом месте.

Если вы написали заявление об уходе:

  • Расстаньтесь с работодателем и коллегами на дружеской ноте. Деловой этикет превыше всего!
  • Не пытайтесь выяснить, кто вас «подсидел». После драки кулаками не машут.
  • Завершите текущие дела в срок. Помните, что из принципа отказываясь сдавать проект или передавать накопленные знания новому руководителю, вы можете навредить коллегам-подчинённым.
  • Не ругайте бывшее руководство на встрече с новым работодателем. Это настроит против вас будущего босса.
© Алла Панасенко, RJob

Алла Панасенко, корреспондент портала RJob.ru

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Как использовать майские праздники с пользой для карьеры 
Работодатели Москвы: как работают в PR-агентстве COMUNICA 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0