Как сделать первый опыт руководства удачным

Как стать начальником, которого уважают подчиненные и ценит работодатель? Rjob раскрывает секреты удачного старта головокружительной карьеры.
Как сделать первый опыт руководства удачным

Как известно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, однако о том, как продвинуться по службе, народная мудрость умалчивает. Знакомые всем с детства «терпение и труд» сегодня не всегда гарантируют успешную карьеру. С чего же начать специалисту, желающему реализовать свои профессиональные амбиции и занять должность руководителя? Прежде всего, стоит разграничить две ситуации – вы хотите повышения на новом месте или же ждете его, оставаясь на старом. Решающую роль в первом случае играют резюме и то, впечатление, которые вы произведете на собеседовании. Поскольку практического опыта руководства у вас нет, сосредоточьтесь на качествах, указывающих на ваш потенциал. Согласно исследованиям, в числе наиболее важных характеристик: ораторское мастерство, ответственность, самостоятельность и умение работать в многозадачном режиме. В разговоре с HR-специалистом, рекомендуется акцентировать внимание на следующих моментах: что нового вы можете предложить компании, каким образом вы расставляете приоритеты в текущих задачах и как вы планируете расширить масштабы своей деятельности.

Если же вы хотите попробовать себя в качестве начальника там, где уже какое-то время проработали специалистом, подход должен быть несколько иным. Вот несколько советов экспертов:

  1. Берите инициативу в свои руки. Как правило, предприятия заинтересованы в том, чтобы руководитель взял на себя целый комплекс обязанностей. Именно поэтому проявлять себя нужно, демонстрируя хорошо продуманные и аргументированные решения. Если вы хотите показать расчет эффективности, то подготовьте комплект нормативной документации. Помните, что грамотный стратег должен уметь просчитывать риски.
  2. Укрепляйте контакты внутри организации. Фактор доверия к человеку имеет большое значение, заручитесь поддержкой коллег, станьте для них хорошим товарищем. Недаром говорят, что мизантропам редко удается добиться руководящей позиции, а если и получается, то они превращаются в неких анекдотических персонажей – начальников, за спинами которых подчиненные распускают сплетни.
  3. Экспериментируйте. Порой с личностью нового руководителя связывают выход компании на совершенной иной уровень развития. Конечно, речь идет не о сломе устоявшихся традиций, а о внедрении инноваций, которые были вне поля зрения вашего предшественника. Любые ваши действия в первое время будут тщательно анализироваться, главная задача на этом этапе – составлять подробные отчеты. Рассказывая, чего вы достигли и как вы этого добились, оперируйте цифрами и фактами, а не планами и надеждами.
  4. Действуйте на опережение. Вы знаете, что находитесь в зоне повышенного внимания, поэтому будет весьма уместно обозначить свою позицию в ряде ключевых вопросов, касающихся вашего отдела. Важно показать, что вы способны отстаивать свою точку зрения, не прибегая к сомнительным методам, вроде конфликтов и давления.

Первый среди равных

Первый среди равных

Итак, вас можно поздравить с долгожданным и заслуженным повышением. Однако расслабляться сейчас было бы непростительной ошибкой, самое время – наладить отношения с коллективом. Как же стать добрым, но справедливым, строгим, но мудрым наставником для своих подчиненных?

Познакомьтесь со своей командой. Существует много классификаций коллективов, например, одна из самых распространенных выделяет официальные и неофициальные группы. В первом случае речь идет о юридически оформленной производственной связи между людьми, во втором – об установленных самими сотрудниками межличностных контактах. В неофициальных группах влияние негласного лидера будет чувствоваться сильнее, понятно, что поддержка со стороны этого человека прибавит вам очков.

По составу коллективы могут быть гомогенными, или однородными, и гетерогенными – разнородными. Различия касаются пола, возраста, специальности, уровня образования и пр. С творческими задачами лучше справляется гетерогенные, а с заданиями, требующими усидчивости и аккуратности, – гомогенные. К любой команде специалистов должен быть свой подход. Чаще всего помощь HR-консультантов требуется в работе с женским коллективом. Тут необходимо соблюдать субординацию, поддерживать дисциплину и уметь поставить логику на первое место, ведь среди представительниц прекрасного пола она так часто уступает место эмоциям.

По характеру внутренних связей  складываются формальные и неформальные коллективы, причем их границы чаще всего не совпадают. Трудности взаимодействия в данном случае связаны с тем, что неформальный коллектив трудно ориентировать на установленные нормы и правила. Лучший выход – сочетать интересы дела и интересы персонала. Не допускайте халатного отношения к работе, установите регламент, контролирующий деятельность каждой микро-группы.

Как избежать ошибок

  1. Подводите итоги, это поможет не потерять власть над обстоятельствами. Вечерняя планёрка на 5-10 минут эффективнее дневного совещания, растянутого на полчаса. Пусть ответственный по каждому направлению резюмирует ситуацию на сегодняшний день и поставит задачи на завтрашний.
  2. Хвалите при всех, ругайте наедине – публичные распекания не повышают мотивацию. Вы можете констатировать чью-то ошибку, но переходить на личности и выяснять, почему у сотрудника не хватило квалификации для решения конкретного вопроса, не стоит.
  3. Создайте базу данных – она поможет сократить время на адаптацию новичков и станет источником аргументов в спорах. Соберите информацию (к слову, это можно делегировать HR-специалисту) и разделите ее на обязательную к запоминанию, рекомендованную к ежедневному просмотру и т. д. Лучше всего для этой цели подойдет внутрикорпоративная сеть.
  4. Четко ставьте задачи – двусмысленность является вашим худшим врагом. Вспомните формулу SMART: цель должна быть конкретна, измерима, достижима, сопоставима и определена по времени. Подумайте о том, что с вас будут брать пример – как бы вам хотелось, чтобы ваши сотрудники выполняли свои обязанности?

Психолог-консультант, когнитивно-поведенческий психотерапевт
Наталья Михайлова
психолог-консультант, когнитивно-поведенческий психотерапевт

Если только вы начинаете ваш путь как руководитель, помните, что руководство людьми – это не приказы и команды, а в первую очередь – гибкость и мудрость. Руководитель – это не только лидер, но и грамотный управленец. Лидерские качества могут проявиться еще в детстве, а  управленцами не рождаются, ими становятся на собственном опыте, знаниях, пробах и ошибках.

Не стоит торопиться и в первый же день работы увольнять сотрудников и резко изменять заведенные до вас порядки. Возможно, вы правы, и сотрудник действительно не очень хорош, и порядки давно требуют изменений, но вы можете получить несколько «очков» к своему авторитету, если не будете «рубить с плеча» и для начала разберетесь в ситуации со всех сторон, приняв во внимание мнение других сотрудников.

Небольшой нюанс: авторитет и полномочия – это не одно и то же. Авторитет завоевывается после успешных проектов, грамотных управленческих решений, и на это может уйти время. В отличие от авторитета, руководящие полномочия передаются вам при назначении на должность. Пришли ли вы на руководящую должность в новую компанию, или сделали карьеру в своем коллективе, обратите особое внимание на процедуру передачи полномочий: вам и вашим подчиненным должно быть четко понятно, какова сфера вашей ответственности, и какие решения вы можете принимать. В идеале, вышестоящее руководство должно представить вас  коллективу как нового руководителя.

В освоении нового навыка руководства людьми вам может помочь литература по психологии управления и тренинги. Для начала поинтересуйтесь такими понятиями, как стили руководства, мотивация подчиненных и делегирование полномочий. Успешный руководитель:

  • гибко применяет стили руководства, в зависимости от уровня профессионализма и лояльности сотрудника, сложности и новизны задачи;
  • умеет не только наказывать, но и грамотно поощрять;
  • делегирует полномочия нижестоящим сотрудникам, концентрируясь на стратегических и важных задачах.  


Одной из обязанностей руководителя являются доклады и выступления на совещаниях и собраниях коллектива. Если вы испытываете страх перед публичными выступлениями, вам стоит позаботиться о том, чтобы получить соответствующие навыки. Сегодня эту проблему можно решить довольно быстро и эффективно.
И последний совет: у каждого руководителя бывают и успех, и неудачи. Настройтесь на долгий и ответственный путь.

Генри Форд иронично отмечал: «Спрашивать, кто должен быть боссом, все равно, что спрашивать, кто должен быть тенором в этом квартете. Конечно, тот, кто может петь тенором». Если вы обладаете потенциалом, желанием и способностями к грамотному руководству, стремитесь и побеждайте, ведь ваша карьера в ваших руках.

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

«Бумажное резюме умерло!» 
Международный день клиента 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0