Помедленнее, я записываю! – Как работает звукорежиссер на радио

Когда-то работа на телевидении и радио считалась верхом престижа, а деятельность звукорежиссера была загадочной и манящей. Сейчас же флер романтики исчез, радио теряет свою популярность, а звукорежиссеры жалуются на скуку и однообразие. RJob выяснил, как попасть на радио и чем там занимается звукорежиссёр.
Помедленнее, я записываю! – Как работает звукорежиссер на радио

Вы мечтаете связать свою судьбу с радио, но не хотите садиться за микрофон – стесняетесь или просто не любите болтать? Вам нравится работать со звуком, ковыряться в песнях, делая им новые, непривычные аранжировки или монтировать забавные аудиоролики?

Как попасть на радио

Многое зависит от того, сколько у вас в городе радиостанций и сколько из них действительно разных. Может случиться так, что одному и тому же холдингу принадлежит несколько частот и несколько радиостанций, которые различаются лишь штатом ведущих, а техническая служба – общая. В этом случае есть смысл следить за сайтом вакансий или подавать резюме напрямую. Покупка новой частоты – и, как следствие, расширение штата – может привести к тому, что появится свободная вакансия.

Если же в вашем городе всего три-четыре радиостанции, которые принадлежат разным хозяевам, то шансов у вас немного. Как правило, текучка у звукорежиссеров очень мала и происходит, когда специалиста переманивают в лучшие условия. Вам нужно завязать шапочные знакомства на этих радиостанциях и мониторить слухи об увольнениях.

Что требуется

Опыт работы

Кустарная лепка аудиороликов в домашних условиях не пройдет – у звукорежиссера должен быть опыт работы не только со звуком, но и с людьми. Требование к опыту зависит от радиостанций, но обычно составляет два-три года (причем 2-3 года на московских или петербургских радио приравниваются к 4-5 годам на региональных каналах).

Конечно, могут попросить рекомендации, но радиотусовка не велика, и работодатели скорее сами «прощупают» вас по своим каналам. Так что если с прошлой радиостанции вы уволились со скандалом, пинали балду, а то и запороли несколько заданий – об этом узнают сразу. Станет известно и мнение о вас бывшего руководителя, которое он до поры до времени держал при себе.

Но если у вас нет опыта работы – не опускайте руки. Может быть, вам удастся обаять работодателя своими умениями и портфолио и получить возможность работы хотя бы на часть ставки. А это уже первый шаг.

Портфолио

Обязательно. Причем это могут быть как прошедшие в эфир джинглы и ролики, так и отклоненные (если отбраковка произошла по несовпадению концепций), а также самостоятельные разработки. Работа в свободное время ценится особо – это показатель любви к своему делу и способности творить.

Знание программ

Sound Forge, Sony Vegas, Adobe Audition и другие – причем не поверхностно, а на профессиональном уровне. И пусть даже в вакансии напишут «не обязательно, научим на месте», всё равно у соискателя с этими навыками шансов гораздо больше.

Профильное образование

Требуется не всегда, и нередко на радиостанциях (особенно региональных) успешно работают люди даже без музыкального образования – опыт с лихвой заменяет им корочки. Но если вы хотите устроиться на столичное радио, постарайтесь пройти хоть какие-нибудь курсы. Шансы на трудоустройство повысятся.

Черты характера

Кроме технических навыков и опыта звукорежиссеру не обойтись без кое-каких особенностей характера.

Терпение

Если радио специализируется не на прямых эфирах, а на программах в записях, особенно интервью или новостях, звукорежиссер должен иметь спокойствие буддиста. Далеко не все журналисты обладают дикцией Левитана, и мало кто может идеально начитать выпуск новостей, ни разу не сбившись, не задув в микрофон, не оговорившись и не чмокнув слюнями. Некоторые перечитывают по пять раз, плюясь и матерясь. И всё это потом ложится на стол звукорежиссеру.

«Начитай алфавит, а я потом соберу» – так иногда шипят наши герои особенно косноязычным журналистам. Но потом, покорно вздохнув, идут работать с тем, что есть. Затем почищенный и отмонтированный материал придется отслушать – мало ли что пропустил? А если это интервью с сотрудником полиции или специалистом по ЖКХ, не отличающееся интригой и закрученностью сюжета? Уныние, уныние и еще раз уныние – и тогда только терпение спасет нашего специалиста.

Пунктуальность

Звукорежиссер – не творческая личность-одиночка, которая может позволить себе работать по зову вдохновения. Выпуски новостей идут по часам, интервью нужно смонтировать к обеду, а джинглы придумать еще вчера. От работы звукорежиссера часто зависит, выйдет ли привезенная журналистом запись в эфир, будет ли готова в срок программа и заинтересует ли новый проект слушателей. Радио – это механизм, в котором не должно быть буксующих деталей. И звукорежиссер – последний и самый главный винтик в этом механизме.

Покладистость 

Несговорчивый звукорежиссер с чувством собственного величия – горе для радиостанции. Конечно, он может гонять нерадивых журналистов или ругать админов за рухнувшую посреди монтажа программу, но не более. От него многое зависит и он не молчаливый покорный раб в темной каморке, но синдром вахтера для него просто недопустим.

Звукорежиссер – боец невидимого фронта. Если имена журналистов, корреспондентов и ведущих на слуху, то его упомянут только формулировкой «готовить программу помогал такой-то». И к этому надо быть готовым, не злиться и не обижаться.

Любовь к своему делу

Вам пообещают, что вы будет работать, как написано в трудовом договоре, а за выход в праздники полагается дополнительная оплата или день к отпуску. Но на деле всё может выглядеть иначе. Корреспонденты приносят новости в последний момент; ведущий шоу вспоминает, что завтра с утра планерка, на которой должны рассматриваться джинглы к новому проекту; ведущий авторских программ узнает, что сегодня ночью окончание приема работ на конкурс профессионального мастерства, и нужно срочно почистить (а то и смонтировать заново!) несколько работ… 

Иногда приходится задерживаться допоздна, а то и брать работу на дом. Без любви к профессии люди так долго не выдерживают.

Итак, вас приняли на работу!

Что нужно будет делать?

Обычно звукорежиссер занимается записью, монтажом и обработкой звука – чистит (убирает посторонние шумы, оговорки и паузы) интервью и новости, монтирует программы и выпуски новостей (собирает в единую звуковую дорожку комментарии журналистов, реплики интервьюируемых или запись ролика), создает музыкальные подложки (совмещение речи диктора на фоне инструментала), записывает и монтирует рекламные ролики, создает джинглы (все эти «Бдыщ-пух-вау! Это Радио!») и многое другое.

Иногда звукорежиссер совмещает и обязанности звукооператора – составляет плей-листы, управляет звуком во время эфира и следит за качеством трансляции. Кроме того, если на радио есть студия, то записывает музыкантов, актеров или мастеров художественного слова. Если же радио входит в структуру ВГТРК, то звукорежиссеру могут дать задание оцифровывать с пленок и пластинок архивные фондовые записи.

Для такой работы важен музыкальный слух. Звукорежиссер может не уметь петь или играть на музыкальном инструменте, даже не иметь за плечами музыкальной школы, но он должен слышать звук. В его обязанности входит умение анализировать качество звука, техническая обработка плохо сохранившихся фонограмм или бракованных, но очень ценных микрофонных записей, не говоря уже о сведении, наложении музыки и шумов и тонировании. Даже банальную подложку нужно выбирать так, чтобы она одновременно и создавала настроение, и не отвлекала от слов диктора, а это значит, никаких Рахманинова, Шостаковича или Apocalyptica.

Хороший звукорежиссер не ограничивается деятельностью исключительно в рабочее время. Он постоянно что-то придумывает, монтирует для себя, создает ролики, треки, аранжировки и композиции. Как и программист, он должен постоянно учиться – причем не в теории, а на практике, прослушивая работы своих коллег с других радиостанций.

Хороший звукорежиссер может работать не только в сфере радио. Пополнив портфолио, подтянув умения и иностранный язык, он имеет все шансы перейти, например, в зарубежную игровую компанию. А это уже совершенно другая зарплата, иной статус, да и престижно, загадочно и маняще. Точь в точь, как радио лет пятьдесят назад.


Читайте также: Как работает радиоведущий


© Елена Щетинина, RJob

Елена Щетинина Rjob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Что читать: 3 книги для молодого руководителя 
Текучка кадров: откуда и почему уходят сотрудники 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0