Как работает радиоведущий

Ведущий прямого эфира на радио… Кажется, самая простая работа в мире, не мешки ворочать. Знай себе болтай всё, что в голову взбредёт. Но это только на первый взгляд. Ведь и говорить нужно что-то осмысленное, и обладать эрудицией, и импровизировать, и принимать экспресс-решения, уметь не только вовремя, но и удачно пошутить, а также жить в круглосуточном поиске тем, которые должны «взбрести в голову». Ведущая «Радио России Омск» на ГТРК «Иртыш» Елена Щетинина рассказала порталу Rjob.ru во сколько начинается её рабочий день, чем отличается радио-диджей от радиоведущего, приходится ли ей «нести ахинею» в эфире и работают ли ведущие, если у них насморк.
Как работает радиоведущий
С чего начинается рабочий день радиоведущего и как он проходит?

Самых главных этапа у меня два:

6.30 – машина ждёт у подъезда (и это мне ещё повезло, кого-то и в 5.00).

7.20 – прямой эфир – то, о чём нельзя забыть и что нельзя пропустить.

А дальше уже варьируется. И обед может быть не в час дня, и уйти можно не в шесть, а позже. А уж выезды на интервью, запись гостей, другие мероприятия вообще редко вписываются в схему.

Так что рабочий день условно нормированный, но при необходимости его рамки расширяются. В этом нет ничего страшного, мы ведь не вагоны разгружаем. Мне кажется, что радио-журналист должен всё время находиться «в работе». Подмечать какие-то моменты, чтобы потом упомянуть о них в программе; приглашать собеседника в качестве гостя на эфир; продумывать темы – это же можно делать не только в течение 8-часового рабочего дня. Такова специфика профессии - и если это не устраивает, то можно идти туда, где работа существует отдельно от личной жизни, где взял портфель, ушёл домой – и до утра абсолютно автономен от работы. Но лично для меня такой вариант скучен.

Приходится ли заниматься еще чем-то, кроме ведения эфиров?

Ведение эфира – лишь малая толика работы, верхушка айсберга. Большую часть времени я занимаюсь тем, что готовлюсь к нему. Тут нужно учесть специфику радиостанции. Если на музыкальных радиостанциях 70 процентов эфира, если не больше, занимают музыкальные композиции, и только в перерывах – подводки к ним, то на разговорных, как у нас, основу составляют именно тексты ведущих. А музыка – всего лишь оформление. И здесь не получится пролялякать ни о чём полминуты, а потом включить песню.

Поэтому мы придумываем тему, ищем для неё наполнение – в том числе и музыкальное! – договариваемся с гостями, пишем для них вопросы, создаем тексты для себя… Нужно быть в курсе основных новостей хотя бы в мире, а ещё лучше - в своем городе, что гораздо сложнее, – чтобы вовремя отреагировать на них… Так что основная работа проходит вне студии.

Сколько длится эфир, бывают ли перерывы?

Это зависит от программ. У меня, например, бывает и час, и семнадцать минут.

А в перерывах готовимся к новому эфиру, едим, спим (если был ранний эфир, в 7 утра, то можно немного подремать).

Вы по образованию культуролог. Чувствуете ли вы, что вам не хватает профессиональных знаний из области журналистики?

Спецобразование желательно, но не обязательно. Тут же важен не сам диплом, а то, что ты умеешь делать. Да, конечно, на факультете журналистики дают базу, вырабатывают навыки – но если человек ими не умеет пользоваться, то толку от диплома никакого.

Иногда люди забывают о роли самообразования. Иногда за всё благодарят или во всём обвиняют своё образование. Мол, спасибо ему, только из-за диплома я тут работаю! Или – ай-яй-яй, меня ничему толком в вузе не научили, и я теперь в жизни совершенно не устроен. Мой коллега по эфиру закончил автомобильно-дорожную академию, профильную кафедру – но это совершенно не мешает ему.

Прежде всего – самообразование, любопытство, интерес и вечное желание учиться.

Какие навыки пришлось срочно осваивать и чему учиться уже в ходе работы?

Ни у кого нет сразу идеальной дикции – да, честно говоря, и потом она далеко не у всех; мало кто умеет управлять голосом. А знать, когда какую кнопочку на пульте ткнуть – это вообще обязательно!

Важно выполнить только одно требование - изучить технику, потому что тут никто за тебя ничего не сделает. И ещё программу, в которой пишется текст эфира. Всё остальное – уже по желанию. И, как правило, это желание приходит – стыдно, когда неправильно ставишь ударения, шепелявишь или гундишь.

С чего начинается карьера на радио и какие перспективы ожидают сотрудника?

У меня она началась с корреспондента-автора текстов. Я не выходила в эфир, только писала тексты для ведущих. Но это было почти десять лет назад.

Потом у меня был большой перерыв – и я снова вернулась на радио, уже в качестве ведущего.

Рано или поздно можно стать даже директором. Можно сменить место работы на более статусное – переехать в столицу, например.

Кто и откуда приходит работать на радио?

В основном, выпускники-журналисты. Сначала они здесь проходят практику, а потом уже приходят работать.

Есть и исключения. Кто-то был преподавателем до этого, кто-то вел киноклубы, кто-то был «печатным» журналистом… Вариантов очень много, и вывести какую-то закономерность невозможно. Обычно это люди, которые умеют работать с публикой, имеют навыки написания текстов, у которых хорошо подвешен язык, умеют общаться… И тут вырисовывается портрет продавца-консультанта…

Елена Щетинина ГТРК Иртыш Радио России
Как устроиться на радио? По знакомству или по объявлению?

В первый раз я пришла по бумажке, приклеенной на доске объявлений в университете.

В этот раз, год назад, меня позвал сюда мой однокурсник – теперь уже начальник службы радиовещания. Это, кстати, к слову о профильном образовании и карьере на радио.

Считается ли эта работа престижной?

Раньше престижной считалась любая работа, хоть как-то связанная с публичностью. Радио, телевидение… вспомните хотя бы Рудольфа-Родиона из фильма «Москва слезам не верит»! Это было чем-то новым, необычным – и отчасти именно поэтому престижным. А ещё и потому, что туда отбирали действительно мастеров своего дела – прекрасных дикторов, великолепных рассказчиков. И работать на радио или телевидении означало, что ты признан, как профессионал. А сейчас послушаешь какие-нибудь молодёжные каналы – жуть берет. У нас в городе одно время ведущим был парень с ярко выраженной картавостью. Я понимаю, пути открыты для всех и всё такое, но есть же и понятия профпригодности. А про них, увы, уже забывают.

Могут ли ведущие работать, если у них насморк?

Этот вопрос меня и саму раньше всегда интересовал.

С одной стороны – вроде бы это и непрофессионально, выходить в эфир гнусавым слоненком и с хрипотцой, как у закладывающей за воротник дамы. В этом случае стоит взять больничный и подлечиться. Здесь не пройдёт героизм, которым страдают офисные работники, когда в предсмертном состоянии продолжают находиться на рабочем месте. Ведь я тогда буду производить некачественный продукт.

Никто не заставляет уходить на больничный, но потом самой будет неприятно себя слушать.

Но если состояние позволяет отпоиться чем-нибудь горячим и нормально провести получасовой эфир – почему бы и нет? Я с лёгкой простудой так и делаю.

Как готовятся прямые эфиры – это согласованные темы и тексты или импровизация? Приходится ли нести ахинею? Бывает, что вдруг впадаешь в ступор и не знаешь, что сказать дальше?

Ну уж нет. Не для того ведётся подготовка к эфиру, чтобы потом ерунду молоть. Обычно до выхода программы согласовывается тема, потом изучается информация по этому вопросу, набрасывается сценарий программы, её костяк, пишутся какие-то тексты, которые нужно будет озвучить – и всё это на руках во время прямого эфира. Если тема проработана хорошо, то отступления от заранее разработанного сценария совершенно некритичны и незаметны со стороны – всегда есть что сказать, что упомянуть, какой пример привести. Никакого ступора, даже от самого каверзного вопроса радиослушателя, быть не должно – в противном случае ты сам виноват в том, что плохо оперируешь информацией и не смог перевести разговор в выгодное для себя русло, стал играть по чужим правилам. Это уже непрофессионализм.

Чего в этой работе больше – творчества или рутины?

Любая работа рано или поздно превращается в рутину. Чем бы вы ни занимались. Вырабатывается общая схема, которая превращает всё в рутину.

А дальше – уже выбор самого человека. Если ему удобно существовать в рамках единообразия и повторения одного и того же – его право. Мне, например, это неинтересно. Когда я начинаю замечать, что повторяюсь в подходах и схемах, то пытаюсь придумывать что-то новое, растрясти прежде всего саму себя.

Часто ли случаются непредвиденные ситуации со звонками слушателей? Когда они начинают нести несогласованный бред, и как с этим борются ведущие или их редакторы?

У нас на эфире есть оператор, который принимает звонки и отсекает явный неадекват и звонки не по теме. Но вы же понимаете, что люди умные и при надобности хитрые. Всегда можно сказать оператору одно, а в эфир выдать что-то вроде: «Вы рекламируете такой-то продукт, вы уроды!». У нас такое бывает нечасто, но относиться к этому нужно, как к рабочей ситуации – не падать в обморок, не орать в ответ, а вежливо и корректно отреагировать. Желательно вообще перевести в шутку. Это и есть профессионализм – умение ориентироваться в ситуации и правильно подбирать слова. Тебе бросили вызов таким бредом – давай, выпутывайся.

Эффект l'esprit d'escalier здесь не пройдёт. Эфир закончен – и ты никогда уже не скажешь те правильные и остроумные слова, которые внезапно пришли к тебе через полчаса. Так что нужно ориентироваться здесь и сейчас.

И никакой редактор тут не поможет – должна быть своя голова на плечах.

Кто контролирует работу ведущего?

Все! Абсолютно все – от радиослушателей до начальника вещания. Особенно радиослушатели! Наша аудитория очень любит звонить после эфира и давать ценные советы по поводу того, как правильно организовать программу и с какой интонацией нужно было её вести. Примерно час уходит на внимательное выслушивание всех рекомендаций с перерывами на рассказы из жизни и жалоб на правительство.

С кем взаимодействует ведущий в ходе работы?

Со звукооператором. С начальником службы радиовещания. С редактором – если он есть. С коллегами из новостной редакции – чтобы быть в курсе происходящего в городе.

Плюсы и минусы профессии

Профессия радиоведущего – как и другие публичные профессии – накладывает определённые ограничения и предъявляет конкретные требования. Ведущий– это «лицо» радиостанции. Его достижения, в том числе и индивидуальные – плюс к имиджу радиостанции. А его проступки – минус.

Поэтому нужно следить за самопрезентацией. За «облико морале». За тем, как ты себя ведешь за порогом радиостанции, что пишешь в социальных сетях, как фотографируешься и где бываешь. Недоброжелателей слишком много, не нужно давать им повода лишний раз куснуть.

Но я до этого десять лет преподавала в вузе – где точно такие же требования к социальной жизни преподавательского состава - так что мне к этому приспособиться было не сложно.

А плюсы… Мы первыми оказываемся в курсе всех новостей. Это немало.

Мечтает ли радиоведущий стать телеведущим?

Это зависит от человека. Мечтаю ли лично я стать телеведущей? Скорее всего – нет. Я получила свою долю визуальной публичности за десять лет преподавания в вузе – и немного от неё устала. Сейчас мне лучше всего пересидеть в темноте за микрофоном.

Отличается ли работа новостного радио и музыкального?

Конечно. Это и другая тематика программ – менее развлекательные и более актуальные, познавательные. Это и смысловое наполнение своих текстов – они должны о чём-то рассказывать, а не просто забивать время. Это совершенно иной формат, подход и, я бы даже сказала, совершенно иное радио.

Есть ли у радиоведущих поклонники?

И не только поклонники, но и хейтеры, «ненавистники».

Особенности работы на Радио России

Зарплаты на канале зависят от региона. Это же государственная компания, поэтому – оклад, надбавки, региональные выплаты, премии. Официальные больничные, белая зарплата, путёвки в детские лагеря детям сотрудников. Дед Мороз со Снегурочкой от компании! Мелочь, а приятно.

Здесь нет тимбилдингов, корпоративных тренингов, единой униформы и гимна организации – всего того, чем славятся разные торговые сети. На мой взгляд, это хорошо. Коллектив формируется естественно, без этого псевдо-единения и якобы любви к корпоративным цветам.


Интересно:

Редкая профессия: мастер рэйки 
Новости RJob: Корзина и другие возможности Кабинета 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0