Как работает продюсер

Чаще всего продюсера представляют как человека с финансами, который придумывает темы для телешоу и подбирает актеров. Но круг его обязанностей значительно шире, и в каждой области - кино, телевидение, музыка - есть своя специфика. Кроме того, деятельность продюсера на Западе и в России сильно отличается. Но верно одно – продюсер участвует во всех стадиях проекта. Алина Мороко рассказала, как она попала в профессию и как работает в ведущей продюсерской компании Лондона «Smoke and Mirrors».
Как работает продюсер

Алина Мороко переехала в Лондон из Латвии 9 лет назад, чтобы получить профильное образование в Вестминстерском университете. Любовь к кино началась еще в начальных классах после просмотра фильма немецкого режиссера Вольфганга Петерсона «Бесконечная история». «Меня поразил сюжет и эффекты. Тогда мне впервые пришла в голову мысль, что есть группа людей, которые над этим работают. И я поняла, что хочу заниматься этим», - вспоминает Алина.

Почему Лондон?

Сначала работа на киностудии была несбыточной мечтой. Несмотря на то, что в Латвии есть Рижская киностудия, работа на отечественное кинопроизводство не сулит никаких перспектив. «Мой отец, композитор и аранжировщик, познакомил меня со своими приятелями, и я попала на съёмочную площадку фильма, - рассказывает Алина о своей первой работе в кино. - Но даже тогда я понимала, что в Риге невозможно получить хорошее образование в этой сфере и добиться настоящего успеха».

Когда пришло время выбирать специальность, Алина решила круто изменить свою жизнь и переехала в Лондон. «Когда я была в 9-м классе, мой отец узнал, что можно поехать учиться в Великобританию и уже там закончить школу, углубленно изучая интересующие меня специальности. Для граждан Евросоюза это было бесплатно», - рассказывает Алина. А вот за высшее образование в Великобритании уже пришлось бы платить: устроившись на работу, выпускники выплачивают студенческий кредит.

Несмотря на эти трудности, решение о переезде было правильным – рижские коллеги Алины подтверждают, что на Западе и в Америке больше перспектив. В США поехать сложнее - нужна виза и много денег на образование, но можно попасть туда по гранту или получить стипендию. В США развита тема спорта – успех, например, в теннисе или плавании могут стать проходным билетом в университет. Считается, что в Европе сейчас больше возможностей для реализации в сфере кино и ТВ. Большая часть последних успешных проектов создается в Англии. Взять хотя бы HBO с «Игрой престолов»: мозговой центр находится в Америке, но съемки в основном проходят в Европе.

Как учатся на продюсера

Не секрет, что образование играет важную роль. И дело не только в теоретических знаниях – именно в высшем учебном заведении будущий профессионал набирается опыта, осваивает практические навыки и обзаводится связями. К сожалению, в России и странах бывшего СНГ основной акцент идет на теорию. Алина считает, что для обучения достаточно и трех лет бакалавриата – основные знания нарабатываются во время практики и съемок курсовых проектов. «В нашем вузе где-то 60% времени мы уделяли практике, а 40% - теории», - рассказывает Алина о своем обучении в Университете Вестминстера. Студентов знакомят со всеми этапами работы: от раскадровки до монтажа. Вплоть до того, что учащиеся в свободное от работы время сами собирают деньги на фильм и красят стены декораций в павильонах. На последних курсах нужно было определяться с профилированием: кто-то шел на лекции по режиссуре, кто-то на лекции по сценарному мастерству. Алина была единственной в группе из 40 человек, кто выбрал специальность продюсера – ведение проекта, работу с документами, разрешениями и контроль соблюдения сроков.

Рабочий день продюсера

Сейчас Алина работает в англоязычном коллективе, а на предыдущей работе у нее в офисе было несколько русских. Но для нее языковой барьер никогда не был проблемой: «Я хорошо знаю язык и комфортно чувствую себя среди англов (англиков)».

Официально рабочий день продюсера длится с 9 до 18, но вовремя из офиса выходят только новички – им пока достается меньше проектов.

В обязанности продюсера входит администрация рабочего процесса. «Я сама ничего не монтирую и не озвучиваю, я прошу работников нашей компании предоставить мне необходимый материал или изменить его. Я также определяю, во сколько работа обойдется клиенту – у нас есть пакеты услуг и я должна выбрать, какой именно подходит. Как только заказчик одобряет цену, я начинаю работу над проектом», - объясняет Алина. Несмотря на то, что продюсер только распределяет обязанности, ему нужно следить за развитием проекта, заходить к сотрудникам, чтобы уточнять детали и приобщаться к процессу работы.

Так как Алина относительно недавно работает на «Smoke and Mirrors», ей приходится вникать во все тонкости кухни. Сейчас она сотрудничает с такими брендами как Philadelphia, Оreo, Barni, TUC, Bubbaloo, Alpen Gold  и Milka. Каждый день поступают запросы от клиентов. Чаще всего обращаются с просьбами доработать уже готовую рекламу: заменить финальную графику в последнем  кадре, изменить звук или просто перевести в другой формат. «Наша команда между собой договаривается, кто возьмет на себя этот проект. Доброволец отвечает на запрос. При этом мы общаемся не напрямую с клиентами, а с посредниками. Даже если проходит телефонная конференция с заказчиком, то она должна проходить только в присутствии посредника», - поясняет Алина. Работа посредника заключается в том, чтобы клиент не смог надавить или «атаковать». В его задачи входит «вести» клиента, отслеживать выполнение всех оплаченных работ и не допускать конфликтов. Но если работу не успевают сделать в срок – посредник берет удар на себя.

Иллюзия простоты

Продюсеры бывают разными. Если говорить о кино и телевидении, чаще всего над проектом работает сразу несколько продюсеров: один отвечает за организацию, другой за творческий подход. Во время съемки фильма режиссерское видение может далеко завести команду от первоначальной идеи, поэтому нужен креативный продюсер, который сможет вовремя напомнить о первоначальной задумке.

Когда Алина работала старшим ассистентом в компании Viasat World, ей приходилось заниматься всем и сразу – контролировать качество перевода, монтировать, присутствовать на записи дикторской озвучки и работать с программами вроде Adobe Premiere, After Effects и Photoshop. Сейчас она вообще не работает с программами. «У меня не творческая работа. Я могу скреативить только для того, чтобы быстрее, эффективнее и дешевле выполнить проект», - рассказывает продюсер. Но деятельность продюсера может быть и творческой: работа над сценарием или продвижение идеи для рекламы. «К этому сложно прийти сразу. Если ты талантливый человек, который способен пойти на риск и ты знаешь индустрию, возможно, ты сможешь правильно подать себя и пробиться. Но многие, в том числе и я, чтобы стать креативным продюсером, действуют по принципу «тише едешь – дальше будешь», проходя через все этапы нетворческих, а иногда и монотонных работ», - объясняет Алина.  Но вращаясь в этих кругах и общаясь с нужными людьми, можно будет завести правильные связи, которые смогут вывести тебя на следующий уровень».

К чему сложно привыкнуть в компании – это к большому потоку материалов. Приходится придерживаться определенной системы, чтобы проекты не потерялись. Важно контролировать, чтобы проект прошел через все ступени и получил одобрение на разных уровнях. 

По сравнению с другими компаниями в «Smoke and Mirrors» высокий уровень контроля качества и особое отношение к людям. «Наш начальник каждое утро обходит весь отдел и спрашивает у каждого, как продвигается работа и есть ли какие-нибудь проблемы», - рассказывает Алина. Когда проверяется качество видео, специалисты просматривают каждый кадр. В буквальном смысле каждый. А на видео изображения сменяются 25 раз за одну секунду. То есть на проверку 30 секундного ролика уходит порядка получаса. «Я только недавно узнала, что в рекламе этикетку на бутылке Coca-Cola меняют с помощью специальной программы. То есть они не снимают отдельно разные бутылки для каждого вкуса. Все дорисовывается уже в постпродакшн. Кажется, что это ерунда, но если учесть, что на видео бутылка двигается, на ней выступает конденсат и меняется освещение, то понимаешь всю сложность…», - приводит пример Алина.

После работы

В отличие от русских, которые после работы обычно спешат домой или к друзьям, по пятницам весь Лондон собирается в пабах, чтобы пообщаться с коллегами. Алина считает, что такая традиция сложилась, потому что англичанам трудно общаться в офисе на отвлеченные темы - для этого им нужна неформальная обстановка. 

Еще у англичан нет культуры потребления пищи – все едят буквально на ходу. «У нас есть балкон с тентом, где летом проводят пикники и готовят барбекю для всех отделов, есть холодильник и микроволновка. Но вот столовой, где можно сесть и спокойно пообедать – нет», - рассказывает продюсер. Поэтому сотрудники либо ходят в кафе, либо едят прямо за рабочим столом. Лондонцы не заморачиваются над местом для перекуса: в метро даже в час пик можно увидеть пассажиров, уплетающих бичпакеты или домашний салат.

© Анна Юрочкина, RJob. На фото: Алина Мороко.

Анна Юрочкина

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Как уйти в декрет без проблем 
3 книги, которые должен прочитать каждый пиарщик 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0