Как работает оператор телевидения

На телевидении мы привыкли видеть в центре внимания журналистов, ведущих и корреспондентов. А как же те, кто стоит с другой стороны камеры? RJob узнал, как работают телеоператоры.
Как работает оператор телевидения

В фильме «Москва слезам не верит» телеоператор из Останкино, Рудольф-Родион, козырял своей профессией, заявляя: «Ничего не будет — ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение». Но он не угадал – и телевидение сейчас не сплошное, и работа оператора не настолько заманчива и элитарна, как была когда-то. 

Где учат на телеоператора

Образование телеоператора можно получить на факультетах со специализациями «Режиссура кино и телевидения» или «Операторское мастерство». В крайнем случае, сойдут и организации, именующие себя «Школа Телевидения», или курсы при крупных телекомпаниях. 

Главное, на что необходимо обратить внимание – качество преподавания, объем материала (например, за месяц освоить работу телеоператора с нуля нереально) и гарантии последующего трудоустройства. Хорошо, если там преподают действующие сотрудники СМИ.

На операторов можно перепрофилироваться из фотографов. Профессиональная фотосъемка предполагает, что человек имеет навыки, присущие оператору, и обладает творческой жилкой, вкусом и чувством меры. Для них краткосрочные курсы вполне подходят – надо лишь освоить непривычную технику и узнать основные правила съемки «движущихся картинок».

Но даже получив требуемое образование и устроившись на работу, нельзя расслабляться. Оператор не должен простаивать, ему необходимо постоянно самосовершенствоваться: изучение теории монтажа, наблюдение за работой более опытных коллег, просмотр материалов других телекомпаний, анализ собственных съемок. В столичных СМИ это делать тем более необходимо – конкуренция там жесткая.

Как устроиться на работу телеоператором

В отличие от журналистов и корреспондентов, рынок вакансий телеоператоров невелик – штат ограничен количеством телекамер. Да и ротация сотрудников происходит исключительно между местными СМИ – операторы гораздо реже, чем корреспонденты, переезжают в другие города, чтобы устроиться там по специальности, и не так часто, как журналисты, переквалифицируются.

Первый вариант, самый простой: ждать предложений на сайтах вакансий. 

Он удобен для жителей крупных городов, где есть несколько телекомпаний, включая частные. Однако здесь есть и свои ловушки – нередко такие вакансии висят по полугоду и больше, постоянно обновляясь. Это происходит по двум причинам: либо штатные операторы справляются с объемом работы, и можно сэкономить денежные средства в размере одной зарплаты; либо к телеоператору предъявляются завышенные требования: опыт от 5 лет и более, умение самостоятельно организовать и срежиссировать съемки, навыки видеомонтажа.

Второй вариант – завязать личные связи в СМИ. В первую очередь с самими телеоператорами, но можно и с корреспондентами. Для этого нужно быть в курсе происходящего в городе, часто появляться на знаковых мероприятиях, примелькаться и, если повезет, попроситься на стажировку.

Третий вариант – надеяться на трудоустройство после обучения. Иногда телекомпании «подхватывают» наиболее перспективных учеников, чтобы потом пообтесать под себя. Но чаще дело ограничивается лишь недолгой стажировкой и обещанием «позвонить позже».

Необходимые навыки

Внимательность

Хороший оператор должен не только следить за тем, что в объективе, но и держать в поле зрения всю картину происходящего. В любой момент может произойти что-то из ряда вон выходящее, и тот, кто это заснимет, сорвет куш. Отличный оператор замечает это «из ряда вон выходящее» ещё за несколько секунд до того, как оно случится – по намекам или опираясь на интуицию.

Быстрая реакция

Это не только скорость направления объектива на нужный объект. Операторов поджидают и другие неожиданности. Во время съемки можно провалиться под лёд, соскользнуть в яму, угодить под удар шайбой на хоккейном матче… На студии начнут падать декорации, сорвется с крепежа осветительный прибор… На важном событии толпа коллег рвется к самой выгодной точке… 

В таких случаях приходится спасать не только себя, но и дорогостоящую технику. Выручает хорошая реакция, помноженная на профессиональную интуицию.

Развитое воображение

Иногда можно увидеть, как опытный пожилой оператор крутит-вертит молоденьким корреспондентом, указывая, куда именно тому следует встать и какую прозу принять. Это не значит, что он показывает свою власть или пытается самоутвердиться – нет, просто с годами оператор уже начинает мыслить картинками. Он может за несколько секунд сориентироваться на местности, вспомнить свой опыт подобных съемок и понять, как в итоге всё должно выглядеть. 

Нередко операторы и журналисты работают сложившимися командами – за долгие годы они приучаются понимать друг друга с полуслова и создавать качественные и характерные сюжеты.

Хорошая физическая форма и мужской пол

Чаще всего среди операторов можно увидеть мужчин. Редкие женщины с телекамерами вызывают молчаливое недоумение. Всё дело – в весе профессиональной телекамеры. Он может достигать 7 и более килограмм! Хрупкая девочка просто не дотащит ее на себе до места съемки, даже если она не уступает в мастерстве съемки мужчинам.

Быстрая обучаемость 

Всё меняется – в технике, в манере съемки, в трендах телекомпании. Может случиться так, что оператору придется не только снимать, но и монтировать видеосюжеты, и выдавать их в эфир. И без быстрой адаптации к новым условиям ему будет очень сложно.

Зарплата и перспективы карьерного роста

Особой карьерной лестницы в этой профессии нет. Оператор никогда не сможет стать редактором программ или начальником службы телевещания (для этого ему нужно будет переквалифицироваться на журналиста). В лучшем случае он может перейти на работу в другую, более известную и богатую телекомпанию или уехать за границу.

Зарплаты зависят от города и статуса компании. В небольших провинциальных телекомпаниях обычно получают 15-20 тысяч рублей, в крупных – 20-25 тысяч, а в столице можно рассчитывать на 30-50 тысяч рублей. Но в таком случае и объем работ, и требования, и ответственность за отснятый материал повышаются.

Телеоператоры, у которых нет большой загрузки, нередко подрабатывают «по специальности» – снимают на праздниках. Профессиональную камеру, конечно, им никто в аренду не даст, но ведь закон хорошего видео – «талант + прямые руки». Отношение к заработку на стороне зависит от зарплаты в компании – чем она меньше, тем больше понимания. Но конкуренция в ивент-бизнесе большая, поэтому на золотые горы рассчитывать не стоит.

© Елена Щетинина, RJob

Елена Щетинина Rjob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Работа в Подмосковье: образовательные центры «Хорошист» 
Станет ли трудовая книжка электронной? 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0