Как работает музыкант

Для кого-то музыка – это хобби, а для кого-то – дело всей жизни. Ради своей группы приходится не только репетировать по несколько часов в день и неделями пропадать на выступлениях, но и вкалывать на сторонних работах, чтобы купить качественные инструменты. «Молодым и перспективным» придется разочароваться: музыка – это не бизнес. Это стиль жизни. Раскрутка музыкальной группы – это долгий и трудоемкий процесс, который занимает как минимум семь-десять лет. Участники группы «Кулаки в карманах» - автор текстов и вокалист Дмитрий Ефимов, барабанщик Игорь Шатилов, басист Сергей Баринов и гитарист Ольвиан Гармаш – рассказали о своем пути в музыкальной индустрии.
Как работает музыкант

Группа «Кулаки в карманах» играет панк-рок. Их песни - о современной действительности, где каждому дано лишь «выбирать поводок» и следовать общепринятым правилам. Но репертуар не замыкается только на социальной и политической тематике. Несмотря на то, что группе всего год, за плечами участников группы уже восемь лет совместной работы. Тренировочной площадкой для музыкантов был их предыдущий проект, о котором теперь остались лишь воспоминания. Коллектив был основан в 2007 году, успел выступить на сценах ведущих московских и питерских клубов, но после нескольких лет работы ребята решили сменить тональность и перейти к панку, полностью обновив свой репертуар и концепцию. 

«Когда-то мы думали, что это крутой проект, которым мы будем заниматься всю жизнь. Но как это рано или поздно происходит со всеми музыкантами, мы выросли из своей первой группы и решили сменить направление», - рассказывает лидер группы Дмитрий Ефимов. Решение оказалось правильным: за год своего существования «Кулаки в карманах» уже успели выступить в Санкт-Петербурге, Ярославле, Владимире, Смоленске, Брянске, Иваново и Орле. 

С кем играть и о чем петь 

кулаки в карманах

Как и большинство, Дмитрий набирал свою первую группу из друзей и знакомых: с басистом он познакомился на работе, барабанщика привела девушка, а сосед по лестничной клетке стал гитаристом. Но некоторые для того, чтобы найти единомышленников и музыкантов приходят на форумы и фестивали. Важно, чтобы все участники одновременно росли и развивались в профессиональном плане, хотя добиться этого совсем не просто. Если кто-то решил уйти из коллектива - не стоит его удерживать или упрекать. «Кулакам в карманах» повезло: основной костяк музыкантов остался прежним - сработавшийся коллектив единогласно решил обрубить концы, сменив название группы, стиль и репертуар. 

В отличие от других, «Кулаки в карманах» сами не увлекаются каверами и другим не советуют. Да, фидбэк очень быстрый: вас будут комментировать, лайкать и репостить и даже подпевать на концертах. «Может создаться впечатление, что вы сделали что-то крутое, хотя на самом деле вы просто перепели хорошую песню. Есть риск увлечься и забросить свое творчество», - предупреждает солист. Кавер каверу рознь. Есть каверы, которые сделали группы знаменитыми, но это скорее исключение. Когда песня «замыленная», очень сложно не повторить чью-то задумку. 

Концепция группы 

Название группы, по словам ее участников, отражает перманентное состояние россиян, нарастающую напряженность в обществе. «Сегодня человек чаще агрессивен, он постоянно находится в напряжении, он всегда готов дать отпор, всегда наготове. Мы не говорим о конкретной борьбе, мы не призываем на баррикады и не пропагандируем культ насилия. Кулаки в карманах – это состояние активного человека, готового постоять за себя. Абсолютно каждый человек в большинстве случаев знает, что ему делать. Мы не хотим никого ничему учить, мы лишь высказываем свое мнение о настоящем», - рассуждает лидер группы. 

О репетициях, образовании и успехе 

Вопрос стиля и вкуса всегда остаётся открытым, но вне зависимости от личных предпочтений в музыке всегда чувствуется техничность и сыгранность коллектива. А это достигается за счет регулярных репетиций. «Вообще, если ориентироваться на уровень таких групп как «Anti-Flag» или «NOFX», то репетировать нужно по пять дней в неделю по пять-шесть часов», - рассказывает Дмитрий. Сейчас совместные репетиции у «Кулаков в карманах» проходят два раза в неделю по три часа. По музыкальным меркам это очень мало, но рабочий график участников не позволяет встречаться чаще. «Конечно, мы репетируем отдельно в любую свободную минуту, но это все равно не то», - признаются музыканты. Несмотря на редкие репетиции, многие музыкальные критики хвалят группу за техничность и запоминающийся вокал. 

Сейчас даже не так важно получить музыкальное образование, все решает желание, упорство и репетиции. Даже если нет денег на репетиторов – есть интернет, музыкальные форумы и клубы по интересам, где музыканты всех уровней делятся своим опытом со всеми желающими. Кстати, из группы профессиональное образование получили только два человека. По мнению большинства представителей индустрии, музыкальное образование можно сравнить с бизнес-образованием, – в конечном счете, всё решают мозги и ежедневный труд. 

Важно не переставать работать, даже если уже пришел успех. К сожалению, очень многие группы, записав несколько хитов и заработав хорошую репутацию, перестают выпускать качественный контент. Но это все равно будет популярно, потому что группа успела заработать себе имя. «Взяв определенную планку, нельзя штамповать посредственные вещи. Мы хотим зарекомендовать себя как активную группу», - подчёркивает вокалист. 

Работать, чтобы играть 

кулаки в карманах3.jpg

Музыкальные группы скорее не бизнес, а образ жизни. Это как профессиональный спорт: денег и сил на это уходит много, но далеко не всегда удается заработать. Увлечение – это увлечение, а работа – это работа. Чтобы заниматься этим серьёзно, нужны время, деньги и железная дисциплина. 

Музыка забирает многое, поэтому если вы решили построить карьеру в другой сфере - играть в группе не для вас. Вас просто не будет хватать на все остальное. «Выбирая музыкальную группу, по сути, ты выбираешь жизнь на колесах. Ты все время в разъездах на гастролях, репетициях, съемках. Мы - рабочий класс, трудимся там, где есть работа. По сути, мы и работаем, чтобы играть», - признаются музыканты. Инвестиции в группу продолжаются и будут продолжаться – они бесконечны: инструменты, студии, записи, реклама, а еще нужно на что-то жить. Качество звука непосредственно связано с качеством инструментов. Чтобы не было стыдно ни музыканту, ни его товарищам, ни слушателям, приходится тратиться. «Палочки ломаются, железо тоже разбивается, пластики рвутся. Все это надо регулярно менять, иначе будет невозможно играть. Поэтому ты идешь и зарабатываешь», - рассказывает барабанщик Игорь. 

Все крупные выступления всегда связаны с коммерцией. Продюсера интересует только одно: сколько людей придут послушать конкретно вас? Начинающие музыканты очень часто жалуются, что их обманывают, но так все здесь устроено – если ты неинтересен публике, тебе не платят. Здесь работает правило – выживает сильнейший. «Лично я за десять лет выступлений видел только пять-шесть групп, чьи песни хотелось включить дома и послушать – это очень отрезвляет», - признается лидер группы. 

Место для репетиций 

«Когда нет концертов, мы оттачиваем новые композиции, а когда намечаются выступления – гоним программу. Важно не играть то, что не хочется играть. К примеру, если категорически не получается песня, имеет смысл перейти к другой, чтобы не застревать. Главное постоянно прогонять все песни. В каком порядке – не так важно». 

Последние лет десять в Москве нет проблемы с выбором студий для репетиций. Можно смело взять инструменты, поехать на место и, вероятнее всего, в тот же вечер вы сможете начать репетировать. Цена за трехчасовую сессию в столице варьируется от 700 до 2000 рублей. Естественно каждый музыкант привозит с собой свою технику и инструменты. В каждой студии есть стандартный набор тяжелого инструментала, к примеру, барабанная установка и гитарные комбики. Но весь сопутствующий реквизит: железо, палочки, и малый барабан придется возить с собой. На фестивалях тоже чаще всего у всех общая техника. Ответственный человек приезжает за полчаса до концерта и настраивает все необходимое. Некоторые группы принципиально работают только на своем оборудовании и не делятся ни с кем. Не потому что они жадные – просто слишком много печального опыта с неаккуратными коллегами. 

Соцсети 

Сейчас практически любой музыкант, у которого есть доступ в интернет, может заявить о себе. Совершенно бесплатно. Но одно дело – залить видео в сеть, а другое – достучаться до аудитории. И на это тоже нужны средства. «У тебя есть пять подписчиков, которые тебя знают, но вот остальные паблики и страницы – все на платной основе. И это тоже ниши для инвестиций. И это не пустые деньги, которые уходят в никуда, это часть процесса раскрутки», - рассказывают музыканты. 

Люди любят слушать качественные записи. Записи с «гаражным звучанием» пользовались успехом в 70-х годах, сейчас это правда снова приобретает популярность, но все же, качество всегда в тренде. От любительской съемки друзей и знакомых, у которых есть хорошая камера, тоже мало толку. «За годы работы мы отказались от помощи знакомых, даже если те сами предлагают. К сожалению, такие договорённости в 90% случаев портят отношения», - объясняет Дмитрий. Вот и получается, что лучше всего сразу заплатить: забудьте о репетициях в студиях у друзей, любительских фотографиях и съемках. Лучше крепкий средний уровень, чем откровенная халтура. По этой причине группа редко добавляет записи на своем YouTube-канале. «Сейчас мало кто может позволить себе качественную съемку, наше правило «лучше меньше, но лучше». Некачественное видео не даст никаких просмотров, будет только разочаровывать. Кстати, при записи нужно помнить и про «правило пяти секунд» – если за это время песня не зацепила, слушатель просто выключит запись. 

Талисман группы 

кулаки в карманах - маскот

Заходя в соцсети, люди реагируют в первую очередь на картинку. Именно поэтому важно продумать логотип группы. Для начинающих музыкантов, которые еще не видели свое имя на афише, любое изображение с названием их группы покажется крутым. Но, если идея не продумана до конца, а картинка не прорисована, уже через месяц лого начнет раздражать. Адекватного дизайнера логотипов сейчас найти не просто, но и не невозможно, нужно просто искать, а не идти по пути наименьшего сопротивления, заимствуя картинки из интернета. Главное, как можно подробнее оформить запрос, чтобы потом не пришлось многократно корректировать эскиз и вести долгую переписку. Здесь важна дисциплина и вменяемость с обеих сторон: пожелания и претензии должны озвучиваться своевременно, а эскизы – сдаваться в оговоренные сроки. В идеале на лого должен быть запоминающийся образ, который будет кочевать из обложки в обложку, как зомби Эдди у «Iron Maiden» или Вик Раттлхэд у «Megadeth». 

«Мы отказались от идеи обыграть название группы и поставить на обложку кулаки - они выглядят чересчур агрессивно и бестолково. Нашим маскотом стал, не менее бестолковый череп с воротником», - смеются музыканты. В перспективе группа хочет сделать о нем серию комиксов.

Группа «Кулаки в карманах» советует начинающим музыкантам заранее составить план репетиций, выступлений, назначить ответственных за продвижение в социальных сетях и отказаться от сомнительных проектов с друзьями. Чтобы сделать музыку своей профессией, нужно работать в этой сфере лет десять. И самое главное – нужно играть. 


Читайте также: 10 профессий для тех, кто любит вечеринки


© Анна Юрочкина, RJob

Анна Юрочкина

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Что читать: 3 книги о секретах убеждения 
«Тссс! Не шуметь!»: как работает библиотекарь 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0