Как работает машинист башенного крана

Редко кому со стороны повезет увидеть рабочее место машиниста башенного крана. Наш соотечественник, работающий в Польше, анонимно рассказал Rjob, можно ли сделать карьеру в этой профессии, как найти работу за границей и чем отличается польский крановщик от российского.
Как работает машинист башенного крана

Чем занимается машинист башенного крана?

Строим различные сооружения: дома, стадионы; перемещаем и устанавливаем грузы.

Как вы стали машинистом башенного крана?

Если б мне когда-то сказали, что я буду работать на этой здоровенной штуковине, я бы рассмеялся этому человеку в лицо. Я всегда боялся высоты, да и сейчас ее побаиваюсь, но в тоже время и люблю. Но пять лет назад меня на кран палкой бы не загнали.

Я тогда работал на стройках, на ремонтах квартир, на мебельном производстве… но везде не нравилось. То холодно, то грязно, но больше всего раздражали коллективы. Знаете, когда тебе улыбаются в лицо, типа твой друг, а через минуту уже идут сдавать начальнику, чтобы получить «галочку». Постоянное нытье, прогибание под начальство, отсутствие своего мнения – думаю, это многим знакомо.

Мой друг как раз работал на кране и как-то предложил залезть к нему наверх, самому на всё посмотреть. Я долго думал, но наконец махнул рукой на страх высоты и согласился. Дело было зимой, а друг сидит в кабине в шортах и чуть ли не одним пальцем управляет такой махиной. А еще сверху такой вид открывается… В общем, я загорелся и решил пойти учиться.

Какое требуется образование?

Учат в ПТУ, около двух лет. Но я просто отучился на курсах: 3 месяца теории и 3 месяца практики. В 2013 году в Беларуси стоило это 200$. Но я в тот момент уволился с работы, пошел в центр занятости, взял справку, что я безработный (отказавшись от пособия), и с этой справкой отучился бесплатно.

На курсы берут и вчерашних школьников, и бывших военных, и людей с гуманитарным образованием. Было бы желание.

Есть ли какие-то противопоказания к этой работе?

В Беларуси по зрению можно не пройти. В Европе на это не смотрят. В России такие же требования, как и к водителям. Не у всех хорошее зрение – нередко и от работы портится: глаза всё время в напряжении, площадка бывает не очень хорошо освещена, а если еще дождь, снег или туман… Обязательно медкомиссия смотрит на давление и на работу сердца. 

Не стоит идти на эту работу неуравновешенным и тем, кто любит выпить. Труд-то у нас не физический, а умственный.

Какие плюсы и минусы у этой работы?

Плюсы – в любую погоду работаешь в тепле, в чистоте, в Европе неплохая зарплата, сам себе начальник, могу еще и начальнику участка указания раздавать.

Минусы – работа нервная, в России и СНГ зарплата низкая, огромная ответственность, а начальство не всегда адекватно. Ну и риск, да.

крановщик 2.jpg

А девушки бывают машинистами башенных кранов? 

Да, много их. Меня, например, стажировала женщина-пенсионерка с сорокапятилетним стажем. Есть и целые династии, где на кране работают не только по мужской, но и по женской линии. 

На какую зарплату стоит рассчитывать тем, кто думает об этой специальности?

Тут по-разному... До кризиса я в Беларуси получал 1800$. Сейчас бы мог рассчитывать где-то на 400$ в лучшем случаи. В России всё от региона зависит. По Москве около 1000$. 

В Европе тоже по-разному. В Чехии и Польше чуть больше 1000$, в Германии около 3000€, а в Швеции и Финляндии можно получить и 5000€.

Вы работаете за границей – как вам это удалось?

На родине стало плохо с работой – безработица или задержки зарплаты по полгода. Перестали обращать внимание на технику безопасности. Решил уехать и начать самостоятельно искать варианты легальной работы на кранах в Европе. Интернет хорошая штука: если захочешь, то сможешь узнать всё.

Нашел школу и человека, который уже работал на тот момент в Польше. Познакомился с ним, он мне помог информацией, а дальше всё начало складываться само собой.

Если человек хочет работать за границей, на что ему стоит обратить внимание?

Язык – это 99% успеха. 1% – желание. И всё получится.

Если знаешь язык, то сможешь легко пройти курс на оператора и сдать экзамен. Работы тут много, и найти ее проблем нет. Но удостоверение машиниста крана из стран СНГ не подойдет. Нужно обязательное европейское удостоверение.

Отдельно хочу посоветовать не верить, когда в объявлениях пишут, что вас устроят в Европе и помогут сдать экзамен. В ста процентах случаях вас обманут.

Как выглядит обычный рабочий день крановщика? 

День начинается с проверки крана. Если всё нормально, то сообщаешь об этом мастеру или начальнику участка, и он делает пометку в журнале «Работу крана разрешаю». Если же находишь неисправность, то сам делаешь запись об этом и звонишь бригаде механиков. Они приезжают и устраняют поломку.

Есть еще один журнал, называется ППР – «План производства работ». В нем указано всё: что я могу поднимать, а что нет; куда могу поворачиваться, а куда нет.

Перед началом дня мастер или начальник участка должен дать план работ на день, показать бумаги, какие машины нужно загрузить. Соблюдение этого порядка очень важно. Посудите сами: приехала машина, мне в рацию сообщили, что нужно загрузить пачку арматуры. А если это кража? Так я и в соучастники попаду. Но, к сожалению, сейчас всё чаще про план работ забывают.

Затем идет обычная работа – перемещение грузов, монтирование опалубки и так далее.

В конце дня – рапорт, где мы пишем, сколько часов отработали, и подаем на подпись начальнику участка.

Чем отличается работа машиниста башенного крана у нас и за границей? 

Если говорить о человеческом факторе, то особых отличий нет. Везде есть свои неадекваты или люди, которые не соблюдют технику безопасности. Например, некоторые начальники не понимают, что в сильный ветер нельзя работать – это очень опасно. Но для них это неважно или им кажется, что ветер – ерунда, ненадолго, поэтому приходится ругаться, настаивать на своем. Несмотря на то, что на стройке официально главным является начальник участка, машинисты кранов могут ему открыто возражать. Особенно, если дело касается техники безопасности. Наверху-то мы, а не он. С нами «белые каски» (мастера, прорабы, начальники участков) вообще стараются не ссориться.

Могу рассказать свежую историю. В Варшаве сегодня был сильный ветер и все операторы, кроме одного, слезли с кранов. Почему он остался, мы не знали, может быть, заинтересовали деньгами, но со стороны выглядело так, будто он работает, а мы саботируем. Мы его и сдали в инспекцию труда за нарушение техники безопасности.

В России и СНГ в таких случаях или заставляют работать под страхом увольнения, или просят «по-дружески». Мол, сроки горят. Я не понимаю этого. Это всё равно что дать человеку пистолет и попросить его выстрелить себе в голову потому, что какие-то сроки горят. Это кран, а не игрушка. Из-за каких сроков или неадекватного начальника рисковать не только своей жизнью, но и тех, кто внизу? Лично меня никто никогда не сможет заставить нарушить технику безопасности.

Что касается оборудования… В России или Беларуси большая часть кранов в отвратительном состоянии. В Польше примерно так же. А вот в Германии, где я тоже работал, не техника, а мечта, работать одно удовольствие. 

Как вы лично считаете, это перспективная профессия?

Думаю, нет. Для тех, кому нужно постоянное саморазвитие, это не вариант. Лично я бы не хотел до пенсии работать на кране.

Есть ли какие-то стереотипные представления о работе машинистов башенного крана?

Вы первый человек, который не спросил, как мы ходим в туалет. Почему-то у всех это вопрос номер один.

А всё-таки как? А то заинтриговали.

Вниз спускаемся. А вы что подумали?

© Елена Щетинина, RJob

Елена Щетинина Rjob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

10 обязательных навыков таргетолога  
Работодатели Москвы: как работают в «Техносерв» 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0