Как работает инструктор по вождению

«Кто его только учил!» - восклицаем мы, видя на дороге неумелого или наглого водителя. И где-то икается одному инструктору по вождению. Александр, московский инструктор с стажем вождения 20 лет, рассказал Rjob, как становятся инструкторами, как выглядит рабочий день, о чём нужно знать новичкам и чем отличается работа в автошколе от частной практики.
Как работает инструктор по вождению

Как вы сами стали автоинструктором?

Я научился водить, как многие деревенские мальчишки, еще подростком. Еще не получив права, уже сам обучал пацанов на отцовской развалюхе в обмен на разные мелочи. Так что научился терпеливо объяснять, пока до человека не дойдет. В армии был водителем, а на гражданке стал таксистом. Когда родился ребенок, решил заняться чем-то более спокойным, и друзья посоветовали обратить внимание на автошколу. Путь «таксист - автоинструктор» достаточно популярен. Но многие становятся инструкторами и «с улицы». 

Как стать автоинструктором?

Есть список формальных требований к инструктору. В него входит наличие водительского удостоверения; стаж вождения не менее 3 лет; образование не ниже среднего; свидетельство об окончании инструкторских курсов. Если нет свидетельства, но есть всё остальное, плюс специально оборудованный автомобиль, то можно стать частным автоинструктором.

Чтобы получить это свидетельство, надо пройти курсы инструктора по вождению автомобиля. Там помогают освежить в памяти основные знания, а также дают информацию специально для работы с начинающими, основы педагогики и прочие мелочи. Курсы платные, около 10-15 тысяч рублей.

Затем можно искать вакансии на сайтах, но я бы посоветовал не тратить время, а напрямую звонить в школы и интересоваться. Я звонил, и уже в третьей школе меня пригласили на собеседование.

Что нужно хорошему автоинструктору?

Прежде всего, опыт. Не количество лет для галочки или десятки тысяч «накатанных» километров, а хороший, крепкий опыт. Разумеется, никаких серьезных аварий по его вине, лишений прав, нарушений правил дорожного движения… в таком случае его просто не допустят к обучению. 

А с опытом приходит и чувство машины, и умение сделать небольшой ремонт «на месте» своими руками, и знание секретов передвижения по городу, конечно же, легальных!

Обязательно желание работать именно в этой профессии. Не потому, что нравится крутить баранку – для этого можно и таксистом быть, и дальнобойщиком, и водителем автобуса, и курьером, и личным водителем. А потому, что хочется учить людей.

И здесь же – умение учить. Если вы научили водить жену, друга или сына – это еще ничего не значит. Родных и друзей вы знаете, а посторонние люди бывают разные! И девушки, которым купили красненькую машинку, или пацаны, которые давно уже всё умеют и им нужна только бумажка, и пенсионеры, которые хотят наверстать упущенное…

Очень важно иметь выдержку. В критической ситуации не пугать ученика воплями, а четко и быстро решать проблему.

Еще инструктор должен помнить, что он образец поведения для ученика. Не курить в салоне, не утыкаться в телефон, не орать матом на других водителей. Не идти на конфликты - он отвечает не только за себя, но и за ученика в салоне.

Как выглядит ваш рабочий день?

Встаю в 6 утра, завтракаю, еду в автогараж, прохожу медосмотр, получаю путевой лист, встречаюсь с учеником - и началось.... Всё зависит от конкретного ученика. Мы можем поехать в город или отрабатывать программу на автодроме. Затем заканчивается одна смена и начинается другая, уже с другим учеником, исходя из его знаний и нужд.

Если так рассказывать, то рабочий день выглядит уныло и однообразно. На самом деле я скуки и рутины не замечаю: разные люди, бывают как забавные случаи, так и острые ситуации, после которых адреналин так и бурлит (к сожалению!). Никогда не забуду свою ученицу, педиатра на пенсии, которая решила заняться автомобильными путешествиями по области. Лихо выучила все правила, освоила машину – и рассекала по городу, громко и недетски ругаясь на всех нарушителей.

автоинструктор 2.jpg

Плюсы и минусы профессии автоинструктора?

Новые люди, интересные – а иногда и полезные! – знакомства и связи. Это самый главный плюс.

Минус – сидячая работа. В приличном обществе о таком не говорят, но о профилактике геморроя предупредить начинающих инструкторов хотелось бы. Еще приходится дышать выхлопными газами, что тоже здоровья не добавляет.

С какими стереотипами об инструкторах вы сталкивались?

Самый обидный – якобы огромные зарплаты за то, что просто сидишь рядом с учеником. Про то, что это не просто сидение рядом, вы уже поняли. А вот зарплаты… В Москве инструктору обещают около 50 тысяч рублей, в провинции - около 20 тысяч. Зарплата зависит от школы. В крупных, обеспеченных клиентами, действительно можно зарабатывать (я как раз получаю 40 тысяч), а вот в небольших школах или на непопулярных категориях чего-то существенного не ждите.

Чем отличается частный инструктор от школьного?

Это для тех, кто уже уверенно чувствует себя. Лично я хочу еще несколько лет поработать инструктором в автошколе и лишь потом перейти на частное обучение. 

Плюсы автошколы - наличие казенного автомобиля, о поставке учеников заботится руководство, стабильная зарплата. Минусы - зарплата небольшая, ученики бывают разные, начальство тоже не выбираешь.

Плюсы частного инструкторства - работа по собственному графику, возможность самому устанавливать расценки. Минусы - нет потока клиентов, необходимо самому рекламироваться, искать учеников. Нужно позаботиться о личном исправном автомобиле, переоборудовать его (поставить дублирующие педали сцепления и тормоза) и зарегистрировать как учебное транспортное средство. И буковку «У» не забыть! Такая модернизация затратна, плюс помните о цене на бензин, необходимости постоянно поддерживать «товарный вид» автомобиля, расходы на сопутствующие мелочи, оформление ИП… 

Частный инструктор может брать от 500 до 1500 рублей в час, а то и больше, но выдержите ли вы конкуренцию, сможете ли себя грамотно разрекламировать и поддерживать постоянный поток клиентов? Я в себе сомневаюсь, поэтому пока работаю в автошколе.

Можно совмещать частные уроки и работу в автошколе, но я не готов проводить по 20 часов в автомобиле, надоедает.

О чем стоит предупредить начинающих инструкторов?

Есть один малоизвестный момент, с которым, к сожалению, некоторые сталкиваются. Между автошколами всегда есть конкуренция, борьба за новых учеников. В ход идут и грязные методы - например, «липовые» отзывы. С сайта автошколы берется наобум фамилия инструктора и пишется разгромный отзыв о его некомпетентности, непрофессионализме, а если отзыв от лица девушки - то и о поползновениях. Руководство начинает выяснять, существовал ли такой ученик на самом деле, работал ли этот инструктор в те дни, и часто оказывается, что в отзыве клевета. Но, как говорится, «ложечки нашлись, а осадок остался».

Не связывайтесь с нечистыми на руку инструкторами. «Опытные» коллеги могут советовать вам, как получить дополнительный навар - не ведитесь на это! Я не буду говорить про моральную сторону вопроса, скажу лишь, что все эти уловки известны руководителям, и рано или поздно такого инструктора выгонят. Если вам не нравится ваша зарплата - решайте вопрос с руководством или меняйте школу. 

Будьте очень осторожны с розыгрышами учеников. Это смешно лишь на постановочных видео, в анекдотах или сериалах, в реальности всё может закончиться очень печально.

И – это очень важно, когда вы обучаете женщин! – сразу расставьте акценты «учитель» и «ученик». В тесной машине вам придется часто касаться ученика, брать его за руку или плечо, трогать бедро, чтобы он верно ставил ногу. Если вы сразу не очертили рамки и границы, могут возникнуть недоразумения. Хотя в автошколах сейчас появляются женщины-инструкторы, так что девушки, скорее, будут выбирать их.


Читайте также: 7 мест работы для тех, у кого есть водительские права


© Елена Щетинина, RJob

Елена Щетинина Rjob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Профессия: слесарь 
Работодатели Подмосковья: «Экспресс-курьер» 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0