Геймификация: зачем взрослые играют на работе?

Раньше рабочие задачи были просты и делились всего на два больших класса: «получи необходимый результат» или «выполни необходимые действия». Но иногда руководитель и сам не знает, какой результат может получиться, и уж тем более не предполагает, какими путями его добиваться. Да и поколение Игрек, для которого настало время активного трудоустройства, выполнять задания с жёсткими рамками совсем не любит – подавай им творческую самореализацию и соревновательный дух. Rjob выяснил, как с помощью игры открыть у сотрудников второе дыхание и привить искреннюю любовь к своему делу.
Геймификация: зачем взрослые играют на работе?

Игра для объяснения сложного и скучного

Нового сотрудника только что приняли на работу, не успел он освоиться в компании и поставить фото родных на рабочий стол, как на него сваливается тонна информации: начиная от инструкций по технике безопасности и заканчивая уставом фирмы и кодексом о корпоративной этике. Хорошо, если эти талмуды имеют мизерное значение в практической работе, носят формальный характер и даже не требуют прочтения. Но что если от этого зависит имидж бренда и его популярность у клиентов? Или даже жизни людей (вдруг инструкцию по технике безопасности подпишет не глядя оператор технически сложного станка или специалист по натягиванию подвесных потолков, работающий с газовой тепловой пушкой)? Создайте квест, который в доступной игровой форме перескажет содержание сложного документа.

Оксана Резник, Comunica
Оксана Резник
директор департамента обучения и развития коммуникационного агентства Comunica

Для нашего клиента мы разработали политику поведения сотрудников в социальных сетях. Документ получился фундаментальным, содержащим много нужной информации, но, к сожалению, нечитаемым. Для популяризации правил мы полгода выпускали комикс с ситуациями из жизни сотрудников, с которыми они сталкивались или могут столкнуться в соцсетях. Завершением программы стал e-learning с простыми задачками, основанный на эпизодах комикса. 

Игра помогает найти своё место в компании

Иногда компании внедряют геймификацию уже на этапе подбора персонала: создают игру для соискателей, победитель которой получает заветное рабочее место. Это действенный метод для творческих профессий, к нему можно отнести также и любое тестовое задание. Поставьте перед дизайнерами задачу отрисовать иллюстрацию к посту промышленной компании в соцсети, включив в неё ромашки и мышонка. Или предложите копирайтерам написать полноценный продающий текст, используя только слова, начинающиеся на одну букву, слова с одинаковым количеством букв или слогов или даже закажите полноценное стихотворение.

Иногда игры помогают и сотрудникам, занимающим вполне прозаические технические посты. В одной из компаний нефтегазовой отрасли персоналу, работающему менее пяти лет, предлагают «найти своё место» – определить, на какой позиции или должности они принесут максимальную пользу и получат не меньшее удовлетворение. В оценке компетенций им помогают эксперты и коллеги, наблюдающие за процессом со стороны.

Юрий Михеев
Юрий Михеев
тренер-консультант направления «HR-консалтинг» ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

3-4 соревнующихся предприятия должны спроектировать, построить, ввести в эксплуатацию и обеспечить функционирование газотранспортной сети в регионе. Побеждает команда, которая обеспечит необходимый объём транзита газа и сможет соблюсти все условия, сформулированные корпорацией-заказчиком. В ходе игры на достижение плановых показателей влияют условия функционирования сети, целевые показатели и внешние обстоятельства. Участники игры принимали тактические и стратегические решения, обосновывали и защищали инвестиционный бюджет на капитальное строительство, работали в команде на всех этапах строительства газопровода. Каждый из них осознал свои сильные стороны и ограничения и создал индивидуальные планы развития.

Игра вместо тренинга

Обучение взрослого, умного, самодостаточного профессионала в костюме мало чем отличается от обучения трёхлетнего ребёнка – мозг обоих на навязывание методик работы и мнения коуча реагирует протестом, а на долгие монотонные выступления – зевотой, а то и вовсе крепким сном. Но почти любой образовательный процесс можно представить в игровой форме, и не важно, новые это операции фрезеровочного станка или принципы менеджмента организации.

Оксана Резник, Comunica
Оксана Резник
директор департамента обучения и развития коммуникационного агентства Comunica

Один из наших клиентов попросил провести для 40 руководителей региональных подразделений тренинг по кризисным ситуациям в социальных медиа. Запрос звучал так: коллеги не знают этот инструмент, многие даже не зарегистрированы в социальных сетях, расскажите нам, как справляться с кризисами. Рассказать людям об инструменте, который они никогда не пробовали, да так, чтобы смогли сделать выводы – это был настоящий вызов. Мы ушли от тренингового формата и разработали деловую игру «Рифы социальных сетей». За один день участники побывали в разных ролях, разбирая кризисные кейсы с позиции сотрудников, конкурентов, журналистов, владельцев бизнеса. Модераторы агентства работали в каждой группе, сохраняя динамику. Игра позволила участникам рассмотреть с разных сторон риски, которые каждый из сотрудников компании может принести работодателю, понять, как действия в соцсетях воспринимаются разными целевыми аудиториями.

Игра как симулятор бизнес-процессов

В компании регламентирован чёткий сценарий холодных телефонных переговоров с клиентом? Или последовательность выполняемых операций? Не важно, какие действия вы должны отточить до автоматизма: нужно многократно повторять процесс и отработать нештатные ситуации. Но делать это лучше не на живых клиентах, а «в корпоративной песочнице» – специальном симуляторе бизнес-процессов. Порой к таким методикам относятся, как к детским забавам, игрушкам вместо реальной работы, но попробовав, осознают, что с их помощью куда проще изменить привычки и добиться результата.

Константин Тютюнов, РШУ
Константин Тютюнов
эксперт по методикам обучения, геймификации и бизнес-симуляторам Русской Школы Управления

На тренинге по ведению телефонных переговоров мы сделали упор не на теорию, а на наработку навыка: имитацию разговора с клиентом. Обсуждались стратегии предстоящего разговора, а потом в тройках (клиент, консультант, наблюдатель) многократно проигрывали 2-3-минутные разговоры. За несколько часов «на язык легли» ключевые фразы. Каждый подобрал под свой стиль общения формулировку, подсмотрел у коллег несколько хитрых приёмов. Несколько увлёкшихся сотрудников продолжили такие тренировки за рамками тренинга (15-20 минут пару раз в неделю). Сотрудники осознали, что в реальном разговоре с клиентом навык наработать не просто, ещё сложнее его изменить. И хоть не массово, но стали заниматься бизнес-симуляцией в классической форме «ролевой игры в переговоры».

Далеко не всегда удаётся вовлечь персонал в исполнение корпоративных норм и правил, потому что они не понимают их смысла, значения и степени влияния на итоговый результат производительности компании. Так было в сети гипермаркетов OBI, где сотрудники знали стандарты обслуживания клиентов, но не соблюдали их, из-за чего уровень сервиса был стабильно низким (по результатам исследования Mystery shopping). Их объединили в несколько команд, которые продавали, следуя стандартам и соревнуясь друг с другом.

Юрий Михеев
Юрий Михеев
тренер-консультант направления «HR-консалтинг» ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

До тренинга-игры «Сервис в розничной сети» персонал не видел пользы в стандартах, а некоторые из них даже считали стандарты вредными. В ходе игры мы воспроизвели экономическую модель, связывающую качество сервиса с выручкой гипермаркета. Её участникам на практике показали, как каждый стандарт влияет на выручку в отдельно взятой сделке. Всех игроков разделили на продавцов и покупателей, причём покупатели по сценарию должны были уложиться в бюджет на ремонт жилья и соблюсти ещё несколько вводных условий, а продавцы – получить как можно большую выручку. В конце каждого дня оценивали выручку и удовлетворённость клиентов, количество посетителей и количество покупателей. По этим показателям сотрудники сразу поняли, как сервис связан с выручкой. Результатом игры стал рост уровня сервиса компании по всей сети в стране на 11% (по результатам исследования Mystery shopping). Почти не осталось гипермаркетов, где исполнение стандартов было бы на среднем уровне.

Игра — мозговой штурм

Если сотрудники изо дня в день трудятся над одной и той же задачей, вряд ли они смогут посмотреть на неё со стороны и оценить результативность своей работы и удобство продукта для клиентов. Поэтому игрофикацию применяют, чтобы найти новые идеи и позволить каждому участнику команды смело высказывать предположения и предложения.

Оксана Резник, Comunica
Оксана Резник
директор департамента обучения и развития коммуникационного агентства Comunica

Применение инструментов геймификации часто помогает нам в решении задач, за которые коллеги по тем или иным причинам не готовы нести ответственность. В традиционных обсуждениях острых вопросов сотрудники порой следуют принципу «инициатива наказуема» и не выдвигают смелых идей. В процессе ролевой игры каждый надевает маску и готов полностью раскрыться в своей роли. Вместе с Евгением Геллером мы адаптировали настольную игру MatriX под PR-задачи. Игра занимает 3-4 часа, за круглым столом собирается проектная команда и с помощью игрового поля, фишек и карточек «штормит» возникающие по поставленной задаче идеи. «MatriX» позволяет сразу погрузиться в конкретный запрос, актуальный для участников, и работать непосредственно с ним.

Играем роль клиента

Чтобы повысить качество сервиса и обслуживания клиентов, удобство программ, компании иногда стимулируют самих сотрудников становиться на позицию покупателей и пользователей, мотивируя их бонусами и призами на финальном этапе игрового процесса. 

Ольга Егоршева, Lobster
Ольга Егоршева
руководитель компании Lobster

В нашем стартапе мы провели игру для разработчиков, относительно далёких от маркетингового, фото- и видеографического бизнеса наших клиентов. Суть игры заключается в том, чтобы находить на платформе и покупать (за счёт компании) интересные картинки, по одной в день. Коллекцию победителя публикуем на сайте и в блоге, где её видят другие пользователи платформы. Разработчики не просто «тестируют», а вдохновляются сервисом, становятся на место клиента, стремятся сделать платформу удобнее и быстрее и видят результаты своей работы (как и недочёты) на практике. 

Играть или не играть?

Внедрять игрофикацию категорически запрещено тем, кто не может до конца продумать все правила и последствия их исполнения или нарушения. Если вы в этом деле новичок, сотрудники наверняка придумают способ перехитрить систему, и мотивация сразу же пропадёт, как это случилось в маркетинговом агентстве «Биплан». Там устроили конкурс по созданию собственного контента в соцсетях, мотивируя сотрудников начислением баллов: например, за пост в инстаграме начислялся 1 балл, за статью в корпоративном блоге – 2, комментаторы и эксперты по темам интернет-маркетинга и digital получали по три балла, а аналитическая статья в профильное СМИ стоила уже пять.

Ольга Никитина, Биплан
Ольга Никитина
начальник отдела по подбору персонала маркетингового агентства «Биплан»

Призы за первые три места пробуждали жажду победы: день работы из дома, поход на обед в любой ресторан за счёт компании, выходной с доставкой пиццы на дом… Такая система понравилась всем сотрудникам, и первое время приносила плоды. Спустя пару месяцев участники отталкивались от «победного минимума», задавая вопросы: «Кто сейчас на первом месте и сколько у него очков?». Все свелось к тому, что специалисты набирали ровно столько баллов, сколько нужно было для победы, не больше! Обороты заметно упали.

Причина возможных проблем с геймификацией кроется и в удачном времени и месте её применения. Не стоит вовлекать в игру немотивированных людей, работающих от зарплаты до зарплаты только потому, что им не подвернулось лучшее место – они и так изо дня в день участвуют в нелёгком квесте. А вот лучшие результаты даёт игра для творческих сотрудников или тех, чью деятельность легко описать цифрами, например, продавцов или операторов на производстве. 

© Мария Комарцова, RJob

Комарцова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Как сократить ФОТ: головоломка для руководителя 
Как вести себя на новой работе: советы новичкам от новичка 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 1

Гость
Гость
А у нас просто было принять после отмечаний дней рождений поиграть в настольные игры всем вместе. Никакой цели никто не ставил, но было весело, коллективу нравилось, да и мы все дружили :)
13.06.2016 10:12:35