М и Ж: как управлять гендерными стереотипами

Насколько актуальны гендерные предрассудки в современном бизнесе: можно ли создать дружный женский коллектив и почему представители сильного пола стремятся всё держать под контролем? Как эффективно использовать специфические гендерные черты?
М и Ж: как управлять гендерными стереотипами

Природа наделила мужчин и женщин определенными особенностями и качествами, которые во многом определяют их поведение. И, как признают психологи, менять эти черты характера не имеет смысла. Лучшая стратегия – научиться их грамотно использовать.

Как использовать женские слабости

Женщинам не свойственна конкуренция, карьера для них – не единственная область самореализации, поэтому она редко встает на первое место. Главные трудности в управлении женским коллективом сопряжены с тремя аспектами: излишней эмоциональностью, сосредоточенностью на деталях и тягой к стабильности.

Опоздания

Дамские 15 минут часто превращаются в полчаса, что в условиях четкого рабочего графика становится серьезной проблемой. Руководителю важно понимать: санкции должны быть применены ко всем. Наказать одного члена коллектива «в назидание» не получится: эмоции возьмут верх над логикой, и вы рискуете навсегда остаться в образе злодея. Один из самых эффективных методов – электронная система присутствия. Учет времени должен проводиться в автоматическом порядке: разговоров о личной жизни будет меньше, а времени на решение рабочих вопросов – больше.

Нерешительность

Если пресловутую задачу «Семь раз отмерь, один раз отрежь» поручить двум людям, отмерять непременно будет женщина, отрезать – мужчина. Цель руководителя – вывести из рефлексии и сделать принятие решения комфортным. Крупные проекты лучше всего декомпозировать, это уменьшит груз ответственности. Алгоритмы станут надежными ориентирами, а мотивирующие подбадривания добавят уверенности. Некоторые компании вводят корпоративные стандарты, чтобы обдумывание проблемы не затягивало производственный процесс. В личном общении помогает простой прием «отсутствие выбора». Вместо «Подумайте о привлечении аутсорсера» распорядитесь «Создать базу аутсорсеров до конца недели».

Нежелание рисковать

Та самая тяга к стабильности, которая позволяет женщинам быть хранительницами домашнего очага, порой мешает им занять топовую позицию. На руководящих должностях важно действовать быстро и решительно. Это трудно, если для сотрудника главные приоритеты – размеренность и порядок. Поймите, чего вы хотите добиться – научиться рисковать или свести к минимуму ситуации, в которых необходимо сталкиваться с неопределенностью. В первом случае – вселите уверенность в собственных силах, предоставьте право на возможную ошибку и совместно оценивайте результат работы. Во втором – включите сотрудника в уже отлаженный процесс и поручите выполнение текущих задач, не связанных с административной деятельностью.

Сосредоточенность на мелочах

Женщины видят деревья, а мужчины – лес, именно так можно охарактеризовать стойкое желание представительниц прекрасного пола разбираться в мелочах. Тут опять же нужно понимать, что человек, уделяющий пристальное внимание деталям, станет ценным сотрудником, если ввести в зону его ответственности, скажем, промежуточный контроль качества. Выделите один этап работы и передайте его отдельному специалисту, обозначив при этом требования по срокам и другие нюансы. Это может быть подготовка примечаний и инструкций, внешнее оформление презентации.

Эмоциональность

Страсть к приукрашиванию, как правило, затрудняет восприятие логической информации. Женщины полагаются на свои ощущения, воспринимая бизнес-процессы через призму чувств. Когда необходимо повысить объективность, можно интегрировать в работу процесс перепроверки или систему мониторинга в виде отчетов.

Как использовать мужские слабости

Мужчины отличатся сдержанностью и лаконичностью, они адекватно воспринимают разделение ролей «начальник – подчиненный». Поэтому дисциплину здесь проще построить на регламентах и правилах. Мужчины мыслят себя исполнителями должностных функций, поэтому прислушиваются к обоснованной критике. Однако часто мелкий конфликт, который женщина бы сгладила или обошла, они превращают в «дело чести», ведь на первый план встает азарт.

Иерархичность

Управление мужским коллективом осложняется тем, что в группе непререкаем авторитет негласного лидера. Проще всего выделить функционал, который раскроет лидера как возглавляющего группу, но одновременно сохранит его статус подчиненного. При этом важно учесть, что в мужском коллективе порой возникает борьба за лидерство и пальма первенства переходит от одного к другому. Если дамы рассматривают конфликты как возможность обогатить офисную жизнь эмоциями, то для мужчин конфликт – способ проявления своих деловых качеств.

Работа ради статуса

Представители сильного пола ценят престижные должности так же, как женщины – общественное признание. На эмоциональном уровне высокий статус считается подтверждением их успешности и состоятельности. При этом большую роль играет и уровень материального достатка. Мужчины, привыкшие к роли кормильцев, должны знать, что их усилия будут по достоинству вознаграждены. Поэтому эффективнее использовать в качестве мотивации – денежные компенсации, подкрепляя их растущими служебными привилегиями.

Стремление к контролю

В мужском коллективе действует так называемое «правило уверенной компетентности». Сотрудник стремится самостоятельно разобраться в задаче, обращаясь за помощью лишь в крайнем случае. Несмотря на приверженность командному духу, каждый пытается завоевать свое место под корпоративным солнцем. Мужская способность к последовательному анализу и планированию станет отличным конкурентным преимуществом в борьбе за новых клиентов.

Мнение эксперта

Екатерина Залота
Екатерина Залота
психолог, консультант по личному и профессиональному развитию

Особенных правил управления однополым или смешанным коллективом нет – все подобные рекомендации будут основаны на стереотипах. Не пол определяет различие в поведении, творческие и интеллектуальные способности, стремление к успеху или его отсутствие, а характер человека, сформированный социальной средой и воспитанием.

Возраст я считаю более важным параметром – все-таки люди разного возраста, а тем более разных поколений росли в разной социальной среде, к ним применяли разные стили и методы воспитания. Кроме того, люди разных поколений воспитывались в разной культурной среде, в которой мужчинам и женщинам предписывались разные роли.

Тем не менее, я бы отметила пару важных акцентов: конкуренция и мотивация.

По природе человек склонен конкурировать с людьми своего пола, хотя сейчас женщины и мужчины вынуждены конкурировать друг с другом. Тем не менее, важно учитывать, что кроме экономической, существует и половая конкуренция. В своей практике я нередко сталкиваюсь с тем, что в конфликте сотрудников или руководителей ведущим (хоть и незаметным) является именно этот мотив.

Кроме того, среди людей разных поколений будет разное отношение к конкуренции и разные правила конкурирования. Конкуренция людей старшего поколения будет скорее скрытой, молодые же конкурируют более открыто.

Мотивация женщин и мужчин одного возраста становится всё более схожей. При этом у людей, выросших в разной социальной и культурной среде, факторы мотивации сильно отличаются. Поколение Х (люди, чьи детство и юность пришлись на годы перестройки) сильно мотивировано финансово и ориентировано на карьеру. Для поколения Y (люди, родившиеся после 1980-х) крайне важными являются самовыражение, гибкое рабочее время, участие в принятии решений. Денежная мотивация для них не является ключевой – с этим фактом сталкиваются большинство моих корпоративных клиентов. Руководителям (а они чаще представляют поколение Х) важно учитывать этот факт не только при формировании системы вознаграждения, но и в целом при управлении коллективом «поколения Y».

Как правило, компании предпочитают создавать смешанные коллективы, в которых женская мягкость гармонично дополняет мужскую настойчивость.

Сегодня пристальное внимание уделяется принципам управления смешанным коллективом. Главное здесь – поддерживать баланс и обеспечить равные условия для личностного и профессионального развития всех сотрудников. 

Самая распространенная ошибка – поощрение гендерных особенностей. Например, намерение раскрыть в женщине эмоциональность может помешать ей проявить жесткость и решительность. В силу стереотипов от определенной категории людей ждут конкретных действий. А между тем, убедив человека в его уникальности, вы откроете перед ним широкие перспективы!


При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

7 курсов для фотографов и видеографов 
Бесплатные тестовые задания – делать или нет? 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0