Где работать: сравниваем Uber, Gett и Яндекс.Такси

Водители для автоматизированных сервисов вызова такси требуются постоянно, и на первый взгляд принцип их работы одинаков. Rjob разобрался, чем отличается работа в Uber, Gett и «Яндекс.Такси», где выгоднее условия сотрудничества и меньше скрытых проблем.
Где работать: сравниваем Uber, Gett и Яндекс.Такси

Требования к водителю 

Главное отличие Uber, Gett и «Яндекс.Такси» в том, с кем они сотрудничают. «Яндекс.Такси» не работает напрямую с водителями, поэтому заявка на сайте означает, что вам предстоит стать сотрудником одного из таксопарков-партнёров. Gett допускает возможность работы как с таксопарками, так и с частными водителями, оформившими ИП или юридическое лицо. Uber формально позиционирует себя не как такси, а как сервис для получения заказов для частных водителей, поэтому с таксопарками и машинами с «шашечками на борту» не сотрудничает. Подключиться к нему могут водители старше 21 года и имеющие не менее трёх лет водительского стажа. 

Для «Яндекс.Такси» и Gett водителям предстоит пройти обязательное обучение, для Uber оно не требуется. В погоне за улучшением качества сервиса «Яндекс.Такси» проверяет водителей на знание Москвы, с ними беседует психолог. В любой момент водителя могут попросить о фотоконтроле – сфотографировать себя и машину. В Gett тоже есть система контроля в процессе работы – проверки «тайными покупателями», по результатам которых водителя могут заблокировать. И оспорить это решение невозможно. 

Требования к автомобилю

У каждого сервиса есть собственные требования к классу автомобиля. Чётко прописаны они только у «Яндекса», которому принадлежит сайт Auto.ru. По данным этого ресурса определяется рыночная стоимость вашего автомобиля, а исходя из этого – его класс. Машину дешевле 400 тысяч рублей зарегистрировать в системе не удастся. Поэтому, например, владельцам Renault Logan 2010 года выпуска путь в «Яндекс.Такси» закрыт. Проверить, соответствует ли автомобиль требованиям, можно на официальном сайте.

Для использования приложения Uber автомобиль должен быть включён в подготовленный компанией список с указанием годов выпуска. Но машины старше 2007 года выпуска, отечественные или двудверные к системе не подключат.

В Gett приглашают только водителей иномарок не старее пяти лет, с кондиционером и средствами безопасности пассажиров. Полный список подходящих автомобилей с разделением по классам тоже представлен на официальном сайте.

Лицензия и договор

Во всех случаях для регистрации потребуется лицензия на управление легковым такси, а также на осуществление трудовой деятельности в качестве водителя легкового такси и (или) предпринимательской деятельности в качестве перевозчика. Для получения лицензии стаж вождения должен быть не менее 5 лет, на авто должны быть «шашечки» и специальный плафон оранжевого цвета. Кроме того, машина должна быть оснащена таксометром. 

Получить лицензию можно самостоятельно, через таксопарк или компании, занимающиеся сбором и подготовкой документов. На это обычно уходит 20-30 дней. В большинстве регионов лицензию выдают в министерстве транспорта, стоит она от 5 до 10 тысяч рублей в зависимости от региона, действует 5 лет.

Получить лицензию в Московской области можно за месяц без дополнительных расходов, и она позволит таксовать в том числе и по Москве. Для этого машина должна быть белого или жёлтого цвета. Если оформлять документы в столице, то через портал «Госуслуги» на это уйдёт всего 4 дня, но машину придётся оклеить жёлтой плёнкой. 

В условиях сотрудничества со всеми сервисами указано, что они не несут практически никакой ответственности и не дают никаких гарантий. При этом агрегатор оказывает лишь информационные услуги. А потому на особую поддержку по договору рассчитывать не приходится.

Время работы и рейтинг водителя

По официальным данным, свободный график предоставляют все сервисы такси. Достаточно лишь запустить приложение, чтобы начать принимать заказы. При этом водителям сообщают рекомендованное время работы, когда машин остро не хватает, а потому заработать можно больше всего. Это утренние (до 9:00) и вечерние (после 17:00) часы в будни и выходные начиная с 16:00 пятницы. В остальные периоды время простоя машины увеличивается, а заказов становится меньше.

На практике действительно полную свободу предоставляет лишь Uber, с которым можно подвозить пассажиров хоть по пути из дома на работу и обратно. В «Яндекс.Такси» и Gett кнопки «Занят» и «Домой» срабатывают не всегда, заказы продолжают поступать, даже когда вы не собираетесь выходить на линию. Кроме того, после больничного или отпуска рейтинг водителя резко падает. Из-за этого количество заказов сокращается до минимума.

Дело в том, что алгоритм выбора ближайшей машины в «Яндекс.Такси» и Gett учитывает не только расстояние, но и рейтинг водителя. Здесь действует закон Парето – 20 % водителей перевозят 80 % пассажиров, и именно у них приоритет при получении лучших заказов. Поэтому, если вы будете таксовать только в свободное время, то почти наверняка потока заказов не будет.

gett и яндекс

Комиссия и зарплата

Основная жалоба водителей, которая даже вызвала волну забастовок – падение цен. Например, в эконом-классе «Яндекс.Такси» километр будет стоит 12 рублей, минута – 6 рублей. Такие же тарифы у эконом-класса Uber. В Gett – 8 рублей за минуту или километр пути. Причём назвать большую сумму водители не вправе. Клиент может сообщить компании о том, что с него взяли больше, чем было указано в приложении, и тогда поездка будет для него бесплатной. 

При этом водитель должен отдавать существенную часть заработка агрегатору. «Яндекс.Такси» требует 11,8% при работе в Подмосковье и до 20% в Москве. Комиссия Gett при подключении напрямую составляет 17,7%. Uber берёт за использование приложения 20% от заказа. Таксопаркам и партнёрам предстоит перечислять ещё 20% от стоимости заказа. Каждый водитель сам выбирает подходящего партнёра, через которого будет работать, либо оформляет ИП самостоятельно.

Работая полный день, пользователи «Яндекс.Такси» зарабатывают от 3 до 7 тысяч рублей в день. В Gett говорят о доходе в 120-150 тысяч рублей в месяц для Москвы. В Uber, хоть процент комиссионных здесь самый высокий, но и заказов больше всего, отсюда и самый высокий заработок в час.

Проблемы

Самая распространённая проблема – отказ клиента от поездки. Ни одна из систем не компенсирует расходы водителю в этом случае. 

Но гораздо больше неприятностей доставляют жалобы клиентов. Даже самых аккуратных и вежливых водителей порой обвиняют в том, что ехали они слишком быстро или слишком медленно, нахамили, а машина недостаточно чистая. В этом случае во всех сервисах предусмотрено снижение рейтинга водителя, и количество доступных заказов тут же уменьшается. Но только в Uber оценивается не только водитель, но и пассажир, поэтому хамов и мошенников система блокирует. 

Формально в «Яндекс.Такси» и Uber не предусмотрены денежные штрафы для водителей. Gett работает в более высоком сегменте, поэтому, например, в бизнес-классе оштрафуют на 500 рублей того, кто не поздоровался и не попрощался с пассажиром, владельца грязной машины, на 1000 рублей – курящего в салоне и т.п. Заблокировать могут за любой проступок – опоздание, музыку, посторонние запахи в салоне, разговор с пассажиром по инициативе водителя, подачу не той машины, которая указана в системе, и т.п. 

В «Яндекс.Такси» существует проблема с перечислением оплаты по безналичному расчёту. Система предупреждает о сбое и сообщает, что деньги должны быть перечислены в течение пяти дней, но порой и после этого оплату водитель не получает. В этом случае придётся писать заявление в компанию, и это потребует времени.

Иногда бывает, что пассажиры, особенно пьяные и с детьми, пачкают сиденье и салон автомобиля. В Uber водитель может пройти химчистку и оформить документы на возврат стоимости её услуг. Обычно процедурой возврата занимается таксопарк или партнёр.

Блокирование водителя

Все три агрегатора борются за качество оказываемых услуг, а потому следят за тем, чтобы машины были чистыми, водители – аккуратными и вежливыми. Каждый пассажир после завершения поездки может по пятибалльной шкале оценить, насколько она была удачной. В «Яндекс.Такси» блокируют водителя с рейтингом ниже 4 баллов, в Uber – ниже 4,5, а в Gett – ниже 4,75 (при 4,8 уже отправят на переобучение).

Помимо низкого рейтинга, Uber блокирует водителя с поддельными или просроченными документами, нарушителя правил дорожного движения. Если инспектор ДПС останавливает машину с пассажиром, то водитель должен немедленно сообщить об этом в Uber. Если первым об инциденте сообщит пассажир, то водителя ждёт блокировка.

В «Яндекс.Такси» заблокируют того, кто отклонил более 70% заказов. При 40% отказов количество заказов уменьшится. Поэтому лучше сразу указывать статус «Занят» или «Домой», чтобы не портить показатели.

uber

Дополнительные возможности

В «Яндекс.Такси» есть роботы, которые облегчают работу с приложением. Например, можно включить «автовзятие» заказа, находящегося в радиусе нескольких километров или минут пути. Или составлять цепочку заказов – высаживать клиента и подбирать следующего в радиусе 3 км. Робот-«портовик» берёт только заказы до аэропорта и обратно. Есть и робот для предварительных заказов. Можно установить его, например, на 7:00 и лечь спать, а утром уже получить первых клиентов. 

В Gett есть возможность бронировать поездки заранее и планировать рабочий график на две недели вперёд. 

В Uber есть возможность бесплатно слушать музыку через приложение во время поездок и в свободное время.

Каждый агрегатор предоставляет водителям свой набор скидок и бонусов от партнёров. Например, Gett даёт скидку на бензин и мойку автомобиля, а для водителей Uber дешевле будет не только топливо, но и техобслуживание и сотовая связь.

Можно ли совмещать?

Раньше в договоре сервисов с таксопарками и таксопарков с водителями было прописано, что одновременно быть водителем разных сервисов невозможно. Потом этот пункт из договоров убрали, но для каждого приложения нужно было использовать отдельный планшет, что не очень удобно и даже небезопасно – отвлекает от дороги. Теперь подобных ограничений нет, и на одном планшете может быть несколько приложений. Но при этом, например, в Uber заблокируют водителя, который приехал к клиенту с рекламой другого такси на борту. А Gett обвиняет «Яндекс.Такси» в том, что их приложение распознаёт конкурентов на смартфоне пассажиров и водителей и в зависимости от этого меняет стоимость поездки.


13 июля 2017 года компании «Яндекс.Такси» и Uber заявили об объединении усилий. Пока слияние не завершилось, и сообщается, что водители, как и пассажиры, смогут пользоваться обеими системами. Но уже примерно понятно, что самая удобная для независимых водителей платформа Uber перестанет работать в России и получит лишь процент в новой объединённой компании. Поэтому со временем на рынке останутся только два крупных игрока – «Яндекс.Такси» и Gett.

© Мария Степанова, RJob

Степанова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Как работает SMM-специалист 
Как работают в онлайн-школе EnglishDom 

Вакансии по теме:

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0