Дополнительные обязанности полезны для карьеры

Должность, на которую вы оформлены, не гарантирует, что вы будете заниматься только своими обязанностями. Даже если они прописаны в трудовом договоре. Рано или поздно вас попросят выполнить нестандартное задание. Например, заказать воздушный шар или сбегать в супермаркет за колготками. Почему руководители просят подчинённых выполнить «личную» просьбу или сделать что-то, с чем сотрудник до этого не сталкивался? Как определить, каким просьбам стоит противостоять, а какие лучше выполнить как можно скорее? Стоит ли отстаивать свою должностную инструкцию или полезнее для карьеры будет взяться за задание?
Дополнительные обязанности полезны для карьеры

Иногда по заданию бывает сложно определить – то ли босс пытается сэкономить, то ли его просьба – это часть плана по избавлению от вас. Когда-то я работала арт-директором развлекательного комплекса и управляющая иногда просила меня сходить за детским питанием для её сына. Обращалась она всегда только тогда, когда у меня не было встреч и срочных дел (то есть не было объективных причин отказать). Я понимала, что ей просто лень идти самой, но мне было несложно. Наоборот, нравилось выбраться из подвального помещения, где мы обитали, и пройтись по улице.

Был в моей практике ещё один опыт нестандартных просьб. Перед тем, как устроиться редактором в один журнал, мы долго обсуждали с его хозяйкой мои обязанности: только подготовка текстов, редактура и работа с авторами. «Рекламировать ничего не нужно, так как у нас сильный рекламный отдел». В первый же день работы выяснилось, что руководить рекламным отделом должна я. Потому что больше просто некому. Руководить – не продавать, решила я, и приняла «командование». Когда спустя почти год я собралась в декрет, мне тут же вменили ещё одну обязанность – продавать рекламу. Начальница прекрасно знала, что продажник из меня никакой, но ещё одна декретница ей сильно мешала и она делала всё возможное, чтобы эта декретница ушла сама.

Мария Маргулис
Мария Маргулис
генеральный директор агентства «1000 Кадров»

Прежде всего, я бы разделила задания и задачи, предлагаемые руководителем, на относящиеся к работе и на просьбы личного характера. Если вас, вне зависимости от вашей должности, просят сходить за детским питанием, колготками, жидкостью для снятия лака или букетом для жены, то, с моей точки зрения, это должно происходить крайне редко.

При этом руководитель должен действительно иметь какие-то экстренные обстоятельства, по которым сам не может это сделать. И эти обстоятельства, разумеется, должны быть донесены до человека, которого просят это сделать. В другом случае, решать вам – нужно вам это делать, да и вообще - работать с таким руководителем или нет. Поскольку на работе наши отношения, прежде всего, должны носить деловой характер, а сами действия – должны быть ориентированы на достижение целей компании.

Почему руководители ставят перед подчиненными задачи, которые не входят в их обязанности? Может, они делают это не намеренно? Или считают, что могут требовать все, что угодно, раз сотрудник работает в его компании?

Екатерина Дмитрова
Екатерина Дмитрова
руководитель отдела персонала компании 101XP

Всё зависит от политики и взглядов управленцев. Самые частые причины навешивания дополнительных задач:

  • Дополнительный функционал - это выгодно. Зачем заводить отдельного человека на мелкие задачи, когда можно напрячь любого сотрудника? Это кажется многим руководителям куда эффективнее. Но часто такой подход несёт в себе полную демотивацию сотрудника и в корне меняет отношение к компании в негативную сторону.

  • Нет понимания границ деятельности и зоны ответственности сотрудников. Не всегда деятельность работников видна сразу, особенно в тех отделах, где работают с процессами, а не на прямой результат (бухгалтерия, администрация, кадры).

  • Неуважение к сотрудникам. В таких компаниях персонал не является ценностью как таковой. Мнение «работайте и радуйтесь, что мы вас взяли» нередко встречается в реальной жизни. Но, как правило, компании с подобным подходом не приходят к успеху. Стоит ли работать в таких компаниях, решать исключительно вам.

  • Слабый HR-отдел или его отсутствие. Именно представители HR-службы должны доносить до руководства последствия такого подхода, давать обратную связь о микроклимате коллектива и его изменениях, которые тесно связаны с новыми обязанностями.

Валерия Батманова
Валерия Батманова
менеджер по рекламе ООО «НТЦ МИКРОЧИПСТАНДАРТ»

Часто задачи, не входящие в обязанности сотрудника, ставятся в случае «нехватки рук». Когда в компании мало людей и они сильно загружены, выбирается «самый свободный» и загружается ещё. Возможно иногда дополнительный функционал перекидывается на «неугодного сотрудника» с целью его «вытеснения» из компании, но это скорее исключение, чем правило. Иногда в связи с панибратством и фамильярностью в общении руководители также могут перекидывать какие-то задачи на сотрудников, которые этими задачами не занимаются. Так, чисто «по-дружески». Но чаще всего попадается первый вариант.

Как поступить, если…

…выполнять поручение или обязанности не хочется.

Мария Маргулис
Мария Маргулис
генеральный директор агентства "1000 Кадров"

Лучше всего дать аргументированный отказ, почему вы не можете выполнить задание. Категории «хочу»/«не хочу» не совсем применимы к рабочей ситуации, поскольку у всех нас есть приятные обязанности и те, которые выполнять нужно, хотя и без особого восторга. Если занятия второго рода превалируют в вашей работе, наверное, самое время задуматься, чем вообще вы хотите заниматься – здесь или в другой организации.

…понимаете, что не справитесь.

Валерия Батманова
Валерия Батманова
менеджер по рекламе ООО «НТЦ МИКРОЧИПСТАНДАРТ»

Сделать сначала более простые задачи и постепенно приступать к выполнению сложной. Или выполнять поэтапно. Есть вероятность, что скоро руководитель уже забудет об этом задании. Однако совсем забрасывать его не стоит, а делать постепенные шаги по выполнению и честно отчитываться перед руководством о проделанной работе.

…новые обязанности требуют новых знаний.

Екатерина Дмитрова
Екатерина Дмитрова
руководитель отдела персонала компании 101XP

Тут только два варианта:

  1. приобретать новые знания посредством вебинаров, профессиональной литературы, наставничества более опытных коллег (бюджетные варианты), повышать свою квалификацию за счёт компании: курсы, конференции.

  2. уходить из компании и идти по проторенной дорожке.

Третьего здесь не дано. А говорить, что нет денег и времени на курсы, что компания не предоставляет возможности... Все это чушь. Если человек хочет развиваться, он найдёт способ. И даже время найдёт. Но это уже вопрос личной заинтересованности.

Мария Маргулис
Мария Маргулис
генеральный директор агентства «1000 Кадров»

Если новые обязанности относятся к вашей области деятельности, а вы хотите профессионально развиваться, то можно взять тайм-аут с тем, чтобы прояснить, как можно реализовать новые задачи. После чего обсудить ваше видение с вашим руководителем и потом приступать.

Например, если вы – бухгалтер по расчету заработной платы, а вам предлагают провести инвентаризацию, и вы понимаете, что, во-первых, могли бы это сделать с некоторыми дополнительными усилиями, и это помогло бы расширить ваши профессиональные знания и навыки. Тогда лучше не отказываться сразу, а договориться о том, что вы берете немного времени для изучения вопроса. После чего вернуться к руководителю с планом действий и вопросами для уточнения.

Таким образом, руководитель поймет, по крайней мере, что: а) вы действительно заинтересованы в профессиональном развитии; б) вы принимаете взвешенные решения в работе. Для вас же это будет хорошей возможностью получить не только новые знания и навыки, но и применить их на практике.

…считаете, что ваша должность должна поменяться в связи с новыми обязанностями. Соответственно, должна поменяться и зарплата. Как грамотно обосновать свое мнение руководителю? Стоит ли переписывать договор и как это правильно сделать?

Елена Кисель
Елена Кисель
партнер Консалтинг-Центра «ШАГ»

Если просьба единична – это еще не повод для серьезного разговора и пересмотра трудового соглашения с повышением зарплаты. Если же какие-то запросы входят в систему, есть повод задуматься.

Если дополнительная функция, которую просит взять на себя руководитель, не очень затратна по времени, примыкает к кругу ваших прямых обязанностей и не требует особых дополнительных усилий, не стоит поднимать вопрос о повышении в должности или зарплаты, иначе вы можете испортить свою рабочую репутацию.

Если же таких функций становится много, то появляется повод для серьезного разговора с руководителем. Главное – как следует подготовиться к разговору, вспомнить все дополнительные обязанности, возложенные на вас, подсчитать, сколько рабочего времени они занимают, и с этими аргументами можно смело идти к начальнику.

Если объем задач у вас действительно увеличился, а начальник не хочет повышать вас в должности и окладе, стоит задать себе вопрос: стоит ли работать в компании, которая не ценит своих сотрудников, и не желает адекватно компенсировать их труд?

Альберт Алиев
исполнительный директор Fun-box

Всё нужно расценивать как шанс. Если вы не представляете для руководителя никакой ценности, если он считает, что вам нечего делать, если он думает, что на вашей позиции может работать кто угодно, то ваша цель – доказать ему обратное. Поэтому важно использовать каждый шанс, чтобы стать более ценным сотрудником. И уже после того, как это случилось, вы можете смело просить повышения должности и зарплаты. Ценных сотрудников руководители держат при себе, даже когда уходят в другую компанию.

Выполнять или нет? Отказывать или соглашаться? Ответы на эти практически риторические вопросы зависят от ваших целей. В следующий раз, когда побежите за колготками, помните, что, исполняя личные просьбы, вы можете стать друзьями. Но это вряд ли поможет вашему продвижению по карьерной лестнице. Но вот удачно сделанное профессиональное задание может кардинально изменить вашу жизнь.

© Наталья Жилякова, RJob

Наталья Жилякова, RJob.ru

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!



Интересно:

Аутсорсинг для оптимизации: насколько выгодно? 
Мобильная профессия: как работает курьер 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0