«Чиновниками должны быть талантливые, а не блатные»

Сегодня в нашей стране около двух миллионов чиновников, если считать всех государственных служащих — от клерков городских администраций до сотрудников управления делами президента РФ. Много, но, как выясняется, желающих попасть в их ряды ещё больше. Rjob узнал, почему современная молодёжь стремится в госструктуры, сколько получают чиновники и в каком возрасте лучше стать бюрократом.
«Чиновниками должны быть талантливые, а не блатные»

Если верить социологам, этот год был рекордным по количеству абитуриентов, поступавших на факультеты управления, менеджмента и делового администрирования, чтобы в перспективе стать чиновниками. 60% молодых людей (к слову, с не очень высокими баллами за ЕГЭ) выбрали госслужбу и всего 5% - бизнес. К чему это приведёт? Все мы мечтаем о развитой экономике, высоких заработках в каждом из её секторов, о большом количестве рабочих мест в своих городах, но создавать их через 10-20 лет будет уже некому.

До кризиса соотношение между выпускниками школ, грезящими о карьере управленцев, и их сверстниками, готовящими себя к предпринимательству, было чуть мягче — 50% и 10%. Видимо, опыт родителей, их проблемы делают юношей и девушек прагматиками. Да и россияне в возрасте 35-55 лет сегодня частенько завидуют заработкам чиновников. По данным Росстата, государственные служащие в среднем получают около 52 тысяч рублей. А есть регионы и с бóльшими суммами. К примеру, в Ульяновской области средний заработок сотрудников городских и районных администраций — 90 тысяч рублей, в Ямало-Ненецком автономном округе — 155 тысяч. И если рабочим предприятий, менеджерам частных фирм зарплату в 2015 году сокращают и задерживают, то в органах власти такого не случается.

«Раньше в чиновники шли, чтобы управлять, теперь — чтобы защитить себя и семью, - объясняет экс-губернатор Красноярского края, депутат Госдумы РФ Валерий Зубов. - Люди знают, что бизнес, творчество — это всегда высокая степень риска. Ты занимаешься благородным и любимым делом, но оно может тебя разорить. В сложные времена работа в государственном аппарате многим кажется страховкой, отсюда нынешний рост интереса к факультетам управления в вузах и вакансиям госслужащих на биржах труда.»

Никакой романтики

Валерий Зубов
Валерий Зубов

Валерий Зубов — чиновник с 23-летним стажем. До 1992 года преподавал статистику в университете, был деканом экономического факультета.

«Тоже управленческая должность, - замечает Валерий Михайлович, - но интересная. Я считался самым молодым деканом России — начинал в 29 лет. Работал со студентами, ездил на стажировку в Оклахому. А потом меня, доктора экономических наук, позвали в областную администрацию. Красноярский край не подарок, губернаторство — адский труд, но разнообразный, насыщенный и полезный. Хотя, признаюсь, долго жалел об уходе из вуза. Сейчас я депутат Госдумы РФ — очередная бюрократическая вариация, так ведь? А ещё я преподаватель в школе бизнеса МГУ. Своим ученикам и читателям Rjob советую: идите в бизнес, создавайте новое. Чиновничья, кабинетная жизнь — рутина, инерция. Никакой романтики. Надо двигаться самим и давать движение другим. Я восхищаюсь тем, что делают президент IBS Group Анатолий Карачинский и Евгений Касперский с его лабораторией. Надо, как они, заниматься чем-то реальным и увлекательным. Государственная служба хороша для зрелых людей, но не для молодых.»

Профессиональные риски

«В любой работе есть свои трудности и риски. Чиновники, как правило, жалуются на профессиональное выгорание, - продолжает тему начальник департамента культуры Алтайского края Елена Безрукова. - Велик груз ответственности. Госслужащие принимают людей, слушают их просьбы, дают обещания, которые не всегда способны выполнить, а потом мучаются. Их переживания можно сравнить с чувствами должника, не сумевшего вовремя вернуть крупную сумму денег. За выгоранием приходит разочарование, человек перестаёт развиваться, скатывается на стереотипы, лишается креативного мышления и активности. Лично меня и моих сотрудников спасает творчество. Я пишу стихи, они увлекаются музыкой, живописью, историей. Хобби помогают держать равновесие.»

Елена Безрукова
Елена Безрукова

У Елены Безруковой 9-летний опыт управления. В прошлом она — адвокат. Закончила юридический факультет Алтайского государственного университета и психологический факультет Томского университета.

«Как меня угораздило стать чиновницей? - смеется Безрукова. - Я как юрист работала с художественным музеем, Домом народного творчества и так попала в департамент культуры. В финансовом плане поначалу потеряла, но для меня и тогда, и сейчас доходы - не главная цель. Просто удачно всё совпало. В моем характере есть и стремление к чёткой организации, системности, и тяга к творчеству. Должность даёт возможность реализовать и то, и другое. Плохо, что большинство россиян идут в чиновники не ради идеи, а за деньгами, статусом и покоем. По поводу последнего они сильно заблуждаются. До тиши, благодати в управлениях, комитетах и администрациях далеко.»

Сладкая жизнь

Судя по рассказам чиновников, в их работе и жизни нет ничего, чему стоило бы завидовать. Скука, ежедневный график с 8 утра до 9 вечера, совещания, встречи, поездки, неполноценный отдых.

Обыватели смотрят на госслужащих и видят другое: стабильность, деньги, льготы, «золотые парашюты», неограниченные возможности. И им не объяснишь, что чиновники бывают разные. Среди них тоже есть энергичные, порядочные, дорожащие своей репутацией. Есть трудоголики и креативщики, не рвачи и не лентяи. Начнешь доказывать — услышишь: «Это исключения из правил».

Недавно я общалась с учителями и чиновниками из Ставропольского края. Мы сравнивали, кто в каких условиях работает и живёт. Когда один из сотрудников городской администрации, отвечая на расспросы небогатых педагогов, честно сказал, что у него в гардеробе 25 или 26 пар обуви, 50 рубашек и несколько десятков костюмов, стало ясно, что к взаимопониманию собеседники не придут. А ведь речь шла не о часах по цене особняка, драгоценностях стоимостью в 3-4 миллиона рублей и квартирах размером с Букингемский дворец — для скандала хватило платяного шкафа.

«В России люди убеждены: чиновник — это сытость, роскошь, власть, - говорит депутат Валерий Зубов. - И с таким же убеждением их дети, повзрослев, идут учиться на чиновников. Посмотрите: в стране появилось немыслимое количество факультетов управления и менеджмента. Зачем?»

Вероятно, чтобы получить заветную зарплату и высокий социальный статус госслужащих. Средняя зарплата в аппарате правительства РФ — 200 тысяч рублей, в Совете федерации — 120 тысяч, в различных федеральных агентствах — от 110 до 130 тысяч рублей. А ещё - чтобы жены и дети могли лечиться в приличных клиниках, отдыхать в лучших санаториях, ездить не в общественном, а в личном или служебном транспорте.

«На наших глазах меняется профессиональная мотивация, - сожалеет Валерий Зубов. - Скоро мы получим многомиллионную армию потребителей материальных благ. А производить никто ничего не будет. Чтобы этого не произошло, я и некоторые мои коллеги перестраиваем программы обучения. Надо учить людей работать, а не зарабатывать. Учреждениям, ведомствам нужно серьёзнее относиться к подбору кадров. Пора ужесточить требования к соискателям. У нас в стране немало отличных юристов, экономистов, успешных предпринимателей, учёных-практиков, чей опыт мог бы пригодиться для государственной службы. Чиновниками должны быть не родные и блатные, а талантливые и эффективные».

© Анна Андреева, RJob

Анна Андреева, Rjob.ru

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Интересная работа: помощник фермера в LavkaLavka 
У энергетиков - самые высокие зарплаты 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0