13 фильмов о рабочих

Кино о рабочих начали снимать одновременно с рождением кинематографа. Какие из этих фильмов могут быть интересны для современных мастеров и бригадиров? Rjob выбрал чертову дюжину фильмов о рабочих.
13 фильмов о рабочих

Зарубежное кино

Самый первый фильм, показанный публике на широком экране, назывался «Выход рабочих с фабрики Люмьер в Лионе». Сюжет его прост и незамысловат – из ворот фабрики на камеру выходят рабочие.

Разумеется, на этом дело не остановилось и за более чем вековую историю кинематографа можно насчитать несколько сотен фильмов о заводах и фабриках, верфях и шахтах, но… При ближайшем рассмотрении оказывается, что большинство из них – не столько о рабочих, сколько об их борьбе за свои права, проблеме безработицы, профсоюзах, стачках, забастовках и прочем.


Новые времена (реж. Чарльз Чаплин, США, 1936)

О чем:

Классическая комедия Чарли Чаплина из цикла о приключениях Маленького Бродяжки.

Великая Депрессия, кругом отчаяние и безработица. Главный герой надрывается на заводе, закручивая гайки на проходящих по конвейеру деталях. Начальникам плевать на людей - главное, чтобы конвейер двигался как можно быстрее. Герой едва не погибает, с ним случается истерика, и он попадает в психиатрическую лечебницу.

Разумеется, с завода его увольняют, и теперь Бродяжка пытается хоть как-то заработать на жизнь…

Чем полезен:

Проблема безработицы, вытеснение людей машинами, выбор профессии не по умениям и способностям, а «потому что нужно хоть как-то зарабатывать» - всё это актуально и сейчас. Кто-то в герое узнает себя, а кто-то возьмет на вооружение его правило не отчаиваться.


Жерминаль (реж. Клод Берри, Франция-Бельгия-Италия, 1993)

О чем:

Экранизация одноименного романа Эмиля Золя. В поисках работы в шахтерский городок прибывает механик, который быстро осваивается в новой профессии. Условия труда отвратительные, рабочие объявляют забастовку, а герой становится лидером бастующих. Однако всё оборачивается только хуже...

Чем полезен:

Всё, что воспевается в фильмах о забастовках – саботажи, порча оборудования, избиение штрейкбрехеров – здесь ни к чему хорошему не приводит и только усугубляет приближение трагического конца. Поучительная история для всех, кто очарован романтикой забастовок и борьбы за свои права, невзирая ни на что.


Рифф-Рафф (Отбросы общества) (реж. Кен Лоуч, Великобритания, 1991)

О чем:

Герои фильма – разнорабочие, случайно встретившиеся на строительной площадке реконструируемого жилого дома. Приехавшие в поисках работы со всей страны, в том числе бывшие заключенные, они вынуждены вести в Лондоне полулегальную жизнь, регистрируясь под вымышленными именами и находя кров в брошенном жилье. По вине бригадира один из приятелей погибает. Это становится последней каплей для героя, который только что пережил личную драму, и он решает отомстить...

Чем полезен:

Как бы героям ни хотелось, но они не могут прыгнуть выше головы и вынуждены довольствоваться хотя бы тем, что имеют. Однако злиться на весь мир и избирать своим оружием насилие – не выход. Гораздо важнее другое – маленькие радости жизни, рабочая взаимовыручка и надежное дружеское плечо.


Синие воротнички (Конвейер) (реж. Пол Шредер, США, 1978)

О чем:

Работа на автозаводе у сборочного конвейера тосклива и уныла, и впереди только безысходность - зарплата мала, начальство за людей не считает, профсоюз палец о палец не ударит. Герои фильма видят выход в том, чтобы ограбить... профсоюз. Однако тот оказывается не так прост и безобиден…

Чем полезен:

Еще один фильм, который, кроме прочего, говорит о том, как важно не озлобляться, не поддаваться на провокации людей, который хотят ради своей выгоды стравить рабочих друг с другом. А еще о том, что коррупция есть везде – даже в английских профсоюзах 1970-х годов.


Мужской стриптиз (реж. Саймон Бофой, Великобритания, 1997)

О чем:

На одном из крупнейших в Англии сталелитейных заводов всё плохо. Заказов нет, денег нет, люди сидят без работы и периодически выносят из цехов хоть какой-то хлам, чтобы сдать на металлолом.

Шестеро друзей-сталеваров, загнанные в безвыходную ситуацию, решают создать стриптиз-труппу.

Чем полезен:

Редкий фильм не о забастовках и стачках, а о людях, которые пытаются хоть что-то сделать. Решить свою проблему не деструктивно (ломать, поджигать и грабить, как герои предыдущих кинолент), а созидательно. Этот добрый фильм показывает рабочих не как озлобленных пролетариев, готовых перегрызть за свои права чужие глотки, а как нежных, любящих мужей и отцов и просто хороших людей.


Северная страна (реж. Ники Каро, США, 2005)

О чем:

Порвав с неудачной семейной жизнью, героиня возвращается в родной городок, где устраивается работать на железный рудник (больше некуда). Несмотря на то, что там работают другие женщины, именно она, будучи новенькой, становится теперь мишенью для провокаций и сексуальных домогательств, а вскоре и объектом грязных слухов. Она обращается в суд, но никто ее не поддерживает.

Чем полезен:

Фильм основан на реальных событиях – это первое в истории дело о групповых сексуальных домогательствах. Правда, длилось оно целых 14 лет, а не так стремительно, как в кино.

Увы, в суровом мужском рабочем коллективе женщина до сих пор воспринимается несколько стереотипно. Возможно, этот фильм поможет кому-нибудь расставить в своей голове всё по местам.


Ад на колесах (сериал, реж. Джон и Тони Гейтон, США, 2011-2016)

О чем:

«Ад на колесах» – название передвижного лагеря, в котором живут строители первой трансконтинентальной железной дороги. Герой, бывший солдат, попадает туда в стремлении отомстить за смерть своих родных. Но вскоре строительство дороги становится важной частью его жизни.

Чем полезен:

Мутный, жестокий вестерн, в котором строительство трансконтинентальной железной дороги не просто колоритный исторический фон. Стычки рабочих и хозяев, проблемы безденежья и опасного труда, захват индейских земель – это полноправные детали сюжета. Конечно, сейчас кольт не решает большинство вопросов, но уроки мужества и рабочей чести этот сериал может преподать.


Советское кино

Советское «производственное» кино можно условно разделить на три типа. 

Первый – начало века, суровые немые короткометражки с говорящими названиями, например, «Стачка», были призваны объяснить рабочим, как важно бороться за свои права. Ужасы капиталистического производства, обезьяноподобные бессердечные буржуи и изнуренные, но не сломленные рабочие, берущие в свои руки рычаги управления собственными судьбами – такие образы были тогда нужны, и режиссеры выдавали их в избытке. 

Второй тип кинофильмов – унылые производственные драмы. Сюжетом могло быть даже заседание по поводу обсуждения вопроса «Получаем заслуженную денежную премию или отказываемся от нее во имя общего блага?». Мораль, как правило, была в них одна и та же – негоже омрачать строительство коммунизма своими мелкими эгоистическими желаниями. 

И третий, менее политизированный, но до сих пор любимый ценителями советского кино – просто фильмы о людях. Работающих на заводе.


Неподдающиеся (реж. Ю. Чулюкин, СССР, 1959)

О чем:

Классическая советская производственная комедия. Два друга, бьющие баклуши и не соблюдающие режим, постоянно подводят комсомольскую бригаду. Их решают передать на поруки молоденькой активистке, фонтанирующей идеями.

Чем полезен:

Даже самые бесперспективные разгильдяи и лодыри могут стать умными, талантливыми и изобретательными работниками. Главное – подобрать к ним ключик. И этот ключик может оказаться не в рассказах заезжего лектора, а здесь же, на родном заводе.


Большая семья (реж. И. Хейфиц, СССР, 1954)

О чем:

Три поколения семьи – рабочие-судостроители, начиная от деда, который пришел на завод еще до революции, и заканчивая внуком-инженером. Однако всё не так хорошо, как кажется со стороны: сын пытается не отстать от молодых рабочих и не хочет верить, что его время уже прошло; жена одного из внуков уходит, чувствуя себя чужой и не нужной, по сравнению с кораблями.

Чем полезен:

Трудовая династия – великая вещь. Семейные традиции, советы старших и заранее определенный путь для младших – в этом есть стабильность, что-то спокойное и суровое, как работа заводского станка. Но что делать, когда оказывается, что белый свет не сходится клином на работе? Примеры героев фильма смогут помочь тем, кто задается этим вопросом.


Светлый путь (реж. Г. Александров, 1940)

О чем:

Простая деревенская девушка проходит долгий путь от служанки-домработницы, уборщицы на фабрике, ткачихи и, наконец, стахановки, награжденной орденом Ленина, депутата.

Чем полезен:

Настоящие цеха настоящей мануфактуры тридцатых годов, а не картонные декорации – где еще можно такое увидеть? А еще путь рабочего человека от низов к вершине власти. Героиня Орловой не абстрактная Золушка, подобных женщин-рабочих в те времена было много, так что можно рассматривать «Светлый путь» как руководство к действию.


Современная Россия

Российское кино, раздираемое между безденежьем и завистью к западному собрату, менее всего желает снимать фильмы про рабочих. Отчасти в этом повинна предыдущая эпоха, вдоволь эксплуатировавшая производственный жанр, отчасти – полная деромантизация образа человека с завода. Но даже тут можно кое-что наскрести. 


Люба, дети и завод (сериал, реж. К. Захаров и Л. Мазор, 2005-2006)

О чем:

Российская адаптация сериала «Грейс в огне» (США, 1993-1998). Героиню бросил муж, оставив с детьми. Приличной работы в ее подмосковном городишке нет, и она устраивается на химзавод, оказавшись в цеху единственной женщиной. Любовь, дети, работа – в общем, в названии все сказано.

Чем полезен:

Сложно ждать от непритязательной комедии серьезного и адекватного воспроизведения заводской действительности. Однако сериал сделал очень важную вещь: наконец-то показал человеческое лицо женщины, работающей на заводе. Не гром-бабы в телогрейке и с молотком в руках, не комсомольского активиста с пламенем в глазах, не комедийной заполошной дурочки и не картонного персонажа-функции «разбавить мужской коллектив», а нормальной тетки с ее семейными проблемами и радостями.


Магнитные бури (реж, В. Абдрашитов, 2003)

О чем:

Глухой провинциальный городок. Завод – градообразующее предприятие – делят два хозяина. На два лагеря раскололись и рабочие. Днем происходят забастовки, а по ночам дерутся стенка на стенку. Мир героя рушится на глазах.

Чем полезен:

Безалаберность, отсутствие смысла жизни ни к чему хорошему не приведут. Можно полностью посвятить себя проблемам на работе – и потерять семью. Так что забастовки забастовками, но увлекаться этим не стоит.


Свободное плавание (реж. Б. Хлебников, 2006)

О чем:

Глухая провинция на берегу Волги. Молодому парню катастрофически не везет с работой: сначала завод, куда он только что устроился, покупают американцы и увольняют всех работяг; потом его попытка стать продавцом обуви на рынке терпит крах; биржа труда предлагает вакансию штукатура, потом рабочего в бригаде по ремонту дорог, но…

Чем полезен:

Помимо стандартного для всех фестивальных фильмов набора «кто виноват, что делать, камо грядеши» фильм показывает замечательную галерею колоритных персонажей – от продавцов на рынке до работяг на дороге. Да и неприкаянных борцов за справедливость тоже вокруг в избытке. Может быть, вы сами из таких? 


© Елена Щетинина, RJob

Елена Щетинина Rjob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

10 привычек, которые показывают вашу профнепригодность 
Три цвета зарплаты: серый 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0