10 фильмов, которые должен посмотреть каждый архитектор

«Главный герой – успешный архитектор» – этой фразой начинаются сценарии десятков фильмов: «Клик: с пультом по жизни», «500 дней лета», «Питер FM», «Непристойное предложение», «Дом у озера», «12 разгневанных мужчин» (1957 года), «Неспящие в Сиэтле». Но какие картины рассказывают о реальных буднях архитектора? И что смотрят они сами? Rjob составил подборку лучшего кино для зодчих, мечтающих о разрыве шаблонов.
10 фильмов, которые должен посмотреть каждый архитектор

Антонио Гауди (1985)

Не так много найдётся действительно стоящих документальных лент об архитектурном творчестве, которые были бы интересны не только специалистам, но и широкой аудитории. Визуальное творение японца Хироши Тешигахара – как раз такое. Фильм-экскурсия на протяжении часа знакомит зрителя с архитектурой великого испанца Антонио Гауди, при этом информации там минимум. Только картинка: кристально-чистые работы без лишних исторических выкладок и занимательных фактов из биографии. Зритель узнаёт, как повлияла на Гауди церковная архитектура и скалистые утёсы Монтсеррата, знакомится с невероятными формами и новаторскими решениями архитектора и видит, какая она, Барселона, глазами единственного и неповторимого мастера, который так и не оставил после себя ни новой архитектурной школы, ни последователей и подражателей.

Дом Бальо Гауди

«Наброски Фрэнка Гэри» (2005)

Ещё один, на этот раз современный, новатор в архитектуре – создатель знаменитого «Танцующего дома» в Праге, Музея Гуггенхайма в Бильбао и Музея искусств Вейсмана в Миннеаполисе Фрэнк Гэри. Фильм – так называемая «документальная заказуха», ведь главный герой сам попросил режиссёра Сидни Поллака снять о нём фильм. Гэри поведал о том, как и почему полюбил архитектуру, и в этом повествовании нашлось место детским играм в чурки с бабушкой, работе над собственным домом и лекциям Алвара Аалто. Об известном архитекторе рассказывают его друзья, соратники и критики, но при этом он предстаёт не только как персонаж современного искусства, но и как живой человек, такой же, как любой из зрителей. На протяжении всего фильма режиссёр выступает собеседником персонажей, спрашивая их о самом важном, вызывая волны восхищения архитектурой, чувств и эмоций, заставляющих и аудиторию проникнуться любовью к этому виду искусства.

Эскизы Фрэнка Гэри

Филипп Джонсон: дневник эксцентричного архитектора (1997)

Главным героем фильма-биографии Барбара Вулф выбрала первого лауреата Притцкеровской премии Филиппа Джонсона. Долгое время он предпочитал практической архитектуре теоретическую – возглавлял подразделение музея современного искусства, пропагандировал модернизм и «интернациональный стиль». Но видение мастера трансформируется от года к году, от кадра к кадру. Он открывает собственное архитектурное бюро и один за другим создаёт Уильямс-Тауэр в Хьюстоне, здание корпорации Sony в Нью-Йорке, «Губную помаду» на Манхеттене, One Detroit Center в Детройте, небоскрёб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке и Ворота Европы в Мадриде. Но самое интересное творение Джонсона – его собственный «стеклянный дом» в Коннектикуте. Сам себе заказчик и лучший клиент, он превратил здание в лабораторию и исследовал, как архитектура взаимодействует с окружающей средой. Стеклянные стены мастер называл «самыми дорогими обоями», которые постоянно меняются, впуская в дом то осенний листопад, то метель. И красота документального фильма как раз в том, чтобы наблюдать за этими трансформациями в творчестве архитектора и судьбе его творений.

Филип Джонсон фото Анни Леибовитц.jpg

Мой архитектор (2003)

Особенность этой документальной драмы в том, что об архитекторе Луисе Кане рассказывает его внебрачный сын Натаниэль. Когда мальчику было одиннадцать, его отец погиб при странных обстоятельствах. Мальчик вырос и задался целью узнать всё о жизни и творчестве удивительного и загадочного родителя. Для начала молодой человек посетил все сооружения, которые построил отец, познакомился с его друзьями и всеми, с кем ему довелось работать, задал волнующие вопросы и получил неожиданные ответы. Натаниэль Кан не утаивает от зрителей факты биографии именитого родителя и свои эмоции, возникшие в процессе работы над картиной: «Мне хотелось обнять это здание всё целиком». Пронизанный неподдельными чувствами фильм прошёл с большим успехом и снискал расположение критиков, а в 2004 году номинировался на главную премию киноакадемии «Оскар».

Луис Кан "Мой архитектор"

Микротопия (2013)

Режиссёр Джеспер Вочтмейстер задался вопросом, сколько места нужно человеку для жизни. Так ли необходимы нам огромные пространства комнат, пустынные коридоры и наполненные воздухом террасы? Или лучше, как в детстве, довольствоваться домиком на дереве? «Микротопия» – это подборка экспериментальных и экстремальных архитектурных проектов, занимающих считанные квадратные метры. Такие жёсткие рамки научат находить нестандартные решения и отсеивать всё лишнее – предметы и вещи, засоряющие жизненное пространство. Минимализм – это взгляд в будущее, когда человечеству не будет хватать места для жизни на планете, как это уже происходит, к примеру, в Японии. Авторы проектов и владельцы «микродомов» рассказывают об их особенностях и размышляют, вынужденная ли это необходимость или прихоть современной архитектурной моды. Но в обоих случаях их мнение сходится – для уюта и комфорта нужно не так уж много места.

Микротопия

Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра (2011)

Если вы хотите узнать о буднях архитектора и тех проблемах и сложностях, с которыми он сталкивается ежедневно, то эта комедия подойдёт как нельзя лучше. За исключением волшебных эликсиров, в ней очень точно отражён процесс строительства и общения с заказчиками и подрядчиками.  Режиссёр Ален Шаба экранизировал историю о том, как Клеопатра на спор с Цезарем решила построить величественный золотой дворец в рекордно короткие сроки – всего за три месяца. Причём выбрала она не придворного зодчего Гоблинуса (уж слишком он консервативен для создания такого шедевра), а неудачника Нумеробиса, у которого и без того дурная слава среди клиентов. И тут начинаются параллели с реальностью: Клеопатра выбрала именно его, потому что «остальные уже заняты», конкурент пытается перехватить проект, срывая поставки стройматериалов и провоцируя забастовку рабочих, а успех всего предприятия напрямую зависит от их физической силы и желания трудиться. И да, Моника Белуччи в образе царицы восхитительна, на это тоже стоит посмотреть.

астерикс и обеликс.png

Сколько весит ваше здание, мистер Фостер? (2010)

Сколько весит Ваше здание мистер Фостер.jpg

Этот вопрос наверняка поставил бы в тупик любого архитектора, но не Нормана Фостера, водрузившего сферические здания на металлические ножки. Режиссёрский дуэт Карлоса Каркаса и Норберто Лопеса Амадо выпустил фильм о том, как человек меняет качество жизни через дизайн: «Оказывается, функциональные вещи могут быть ещё и невероятно красивыми». Герой создаёт свой знаменитый Международный аэропорт в Гонконге, мост «Миллениум» в Лондоне и башню Хёрст в Нью-Йорке. Фильм особенно хорош деталями, подбором ракурсов, с которых можно разглядеть творения мастера во всей красе. Фостер берётся за самые разные проекты, но все они отличаются ирреальностью. Он тот, кто делает архитектуру будущего архитектурой настоящего, приспосабливая её для жизни, делая удобной и интересной одновременно.

Живот архитектора (1987)

Живот архитектора.jpg

Рим, Этьен-Луи Булле и психология – три необходимых составляющих странного и загадочного художественного фильма об архитекторе, который исследует творчество забытого гениального коллеги и постепенно так срастается со своим героем, что примеряет на себя образы мужских скульптур из другой эпохи. Факты из жизни зодчего XVIII века разрозненны и порой неправдоподобны, но исследователь умудряется проводить параллели с собственной жизнью. Режиссёр Питер Гринуэй вписал в картину все барочные излишества, вместив в сверхобщие панорамные планы архитектурные пространства с гигантскими сооружениями.

Начало (2010)

Фантастический шпионский триллер Кристофера Нолана тоже об архитектуре, но не в чистом виде. Красоту и неповторимость ему придаёт идея осознанных сновидений и построения внутри чужого сна целого мира с множеством деталей. Герой Леонардо ДиКаприо – «архитектор», проектирующий виртуальную реальность, но сам он не может создавать её для себя, поэтому находит студентку архитектурного колледжа Ариадну (Эллен Пейдж). Она способна придумать такую иллюзию для спящего, настолько сложный лабиринт, что он никогда не смог бы выбраться из сна сам, без посторонней помощи. Ариадна видит и подмечает каждую частичку реального мира, вписывая его в сновидение, создавая полное ощущение реальности. А потом, как по щелчку, «складывает» выдуманный Париж, как карту. Восхищение профессией архитектора Нолан выказал, ещё и назвав героя, которого играет Том Харди, Имзом – в честь Чарльза и Рэя Имзов, известных дизайнеров. А в интервью журналу Wired режиссёр признался, что «единственное, чем хотел бы заниматься, если б не стал кинорежиссёром, — это архитектура… Меня завораживает повествовательное измерение архитектуры».

Начало.jpg

Большие надежды (2007)

Джеспер Вахтмаистер.jpg

«Большие надежды» – это фантастическая архитектура, обретающая реальные формы, то, что ждёт нас в обозримом и самом далёком будущем. Режиссёр Джеспер Вахтмайстер всего за 52 минуты рассказывает, как Ле Корбюзье заставил здания парить в воздухе на тонких высоких колоннах, разбил на их крышах сады, а внутренние пространства оставил чистыми и свободными, наполненными воздухом. На глазах зрителей вырастает «столица-самолёт» Бразилиа, на протяжении десятилетий застывшая в строгом размеченном как по линейке проекте. И совсем уж инопланетными кажутся здания-изобретения Бакминстера Фуллера «Девятое небо». Инженер придумал, как сделать каркас стеклянной сферы шириной в милю, которая за счёт нагревания воздуха внутри всего на один градус, может взлететь. Идея летающих мини-городов с населением до нескольких тысяч человек может понадобиться архитекторам будущего, когда на Земле не останется места для людей. Но даже современным специалистам этот фильм посмотреть стоит – умение мечтать и воплощать ирреальные идеи в жизнь ещё никому не повредили.

© Мария Комарцова, RJob. На титульном фото: Гари Купер в роли архитектора в фильме «Источник».

Комарцова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Кадровая диета: как не «похудеть» в кризис 
5 профессий будущего, которые стоит выбрать уже сейчас 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 1

Гость
Гость
Астерикс и Обеликс порадовал))))) А вообще о Гауди интересно было бы посмотреть не только архитекторам. О Фрэнке Гэри и Фостере оч. интересная документалка. Начало, конечно, совсем не отсюда, но да, тоже увлекательный фильмец
03.05.2016 04:21:36